Знание и его предмет

Страница 6

Гуссерль убежден, что его феноменологический метод дает ключ к пониманию реального мира, тогда как эмпирические науки, изучающие бытие вне нас, представляют собою лишь «коллекцию абстракций и предположений».

Если бы мы были существами одушевленными, но бестелесными -«душами без тела», жизненный мир которых является миром духовных сущностей, «чистым миром мысли», — то, возможно, именно феноменологическая гносеология была бы более всего приемлема для описания процесса познания у таких существ. Но если мы имеем тело и живем в мире материальных вещей, то, спрашивается, как нам удастся прожить в нем, познавая только феномены сознания? Очевидно, между этими феноменами и реальным положением вещей должно быть какое-то соответствие, иначе мы просто погибли бы из-за неумения ориентироваться в окружающей среде и удовлетворять свои телесные потребности. Но тогда встает вопрос: чем же обеспечивается это соответствие? Ответ на него либо возвращает нас к идеалистическим представлениям о том, что устройство окружающего нас мира определяется устройством нашего сознания, либо приводит к материалистическому воззрению на природу сознания и знания.

С точки зрения материализма предметом знания могут быть как явления внешнего мира — материальные объекты, так и феномены сознания — идеальные объекты; к последним относятся, в частности, и человеческие представления о разного рода сверхъестественных духовных силах. Но источником всех содержащихся в человеческом сознании образов служит в конечном счете материальное бытие. Поэтому материалистическая теория познания есть теория отражения.

Явления материального мира (Предмет-1) отражаются в сознании, которое перерабатывает поступившую в него информацию и создает их мысленные модели (Предмет-2), а также разнообразные воображаемые объекты (Предмет-3).

Предмет-1 — это материальный предмет, относительного которого возможно строить знание, имеющее объективный характер. Предмет-2 и Предмет-3 — это идеальные предметы, знание о которых несет на себе печать субъективности. Но если на эти предметы налагается условие, что они должны соответствовать заранее определенным правилам или законам построения (например, что в них должны выполняться аксиомы геометрии), то при выполнении данного условия знание о них может быть объективным («условно объективным»).

Материалистический и наивно-реалистический подходы сходны в том, что в обоих познание трактуется как отражение объективной действительности. На этом основании материалистическая гносеология нередко отождествляется ее критиками с наивно-реалистической. Действительно, в материалистических философских учениях вплоть до XVIII-XIX вв. рисовалась картина познавательного процесса, которая несла на себе отпечаток наивного реализма. Субъект (человек) и объект познания рассматривались как два природных образования, из которых первое пассивно воспринимает воздействие второго. При этом субъект познания изображался своего рода «гносеологическим Робинзоном», занимающимся познанием мира в одиночку. Считалось, что сознание каждого индивида подобно чистой доске, на которой воздействия внешних объектов оставляют следы. Накапливаясь в течение жизни, такие следы и образуют знания, которыми располагает данный индивид. Источником знаний являются ощущения, вызванные воздействием объекта на органы чувств субъекта. Из ощущений формируются чувственные образы. В результате мысленной обработки этих образов создаются абстракции, с помощью которых люди выделяют общие и существенные признаки объектов и строят о них логические выводы.

Однако развитие материализма в XIX в. привело к существенному изменению этой картины. Диалектико-материалистическая теория познания сочетает принцип отражения с принципом деятельности. В

ней познание уже не сводится к физическому воздействию объекта на органы чувств человека и пассивному восприятию им этого воздействия. Человек отражает внешние объекты в своем сознании совсем не так, как зеркало. У него отражение имеет деятельный, активный характер. Оно регулируется и направляется его потребностями и желаниями, эмоциями и интересами, социокультурными установками и ценностными ориентациями. Отражая действительность, человек не просто создает в сознании ее «мысленную копию». Знание — это отнюдь не копия познаваемого объекта, а информация о нем. Человек разнообразными способами перекодирует и перерабатывает информацию, поступающую из внешнего мира: отвлекается от одного, выделяет что-то другое, оценивает, обобщает, систематизирует, фантазирует .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7