Знание и его предмет

Страница 1

Нет необходимости доказывать, что познание окружающего мира играет важнейшую роль в жизни каждого отдельного человека и человечества в целом. Однако в повседневных делах люди, занимаясь познанием, редко задумываются над тем, как оно происходит, каковы его предпосылки, условия, формы, закономерности. Познание самого познания — это задача, которая требует специального анализа. Она издавна составляет предмет философских размышлений. Решением ее занимается философская теория познания — гносеология

, которую называют также эпистемологией.

Дело гносеологии — построение общей

теории познания. Она отвлекается от особенностей, свойственных познанию в каких-либо отдельных сферах человеческой деятельности, и ищет общее в них.

Познание есть процесс, направленный на получение знаний. Выступая как результат этого процесса, знание входит в содержание человеческого сознания и является идеальным

по своей природе. Но знание всегда есть знание о чем-то.

Знать ничего — это все равно что ничего не знать. Не может быть «знания ни о чем». Это предполагает, что существует нечто, к чему знание относится, — предмет знания.

Знание

— это информация о некотором предмете.

Может показаться, что такое определение знания является тривиальным, само собою разумеющимся. Однако на самом деле его краткость и простота обманчивы. Определение знания — один из сложнейших философских в опросов, по которому существует множество различных мнений. Не вдаваясь в анализ споров, которые ведут вокруг него философы, сделаем лишь несколько пояснений к данному определению.

ü Знание и информация — понятия не тождественные. Всякое знание есть информация, но не всякая информация есть знание. Информация есть более широкое понятие. Во-первых, потому, что знание существует только в сознании, тогда как информация имеется и в природных системах, лишенных сознания. Любая информация в принципе может приобрести характер знания, но для этого она должна стать фактом сознания, т. е. быть воспринята, осознана субъектом. Во-вторых, потому, что знание — это не вся информация, которой располагает субъект, а только та, содержание которой осмыслено, понято субъектом.

Если, например, человек услышал и даже запомнил какое-то высказывание на неизвестном языке, то, даже сознавая, что в этом высказывании заключено какое-то знание, он все-таки не имеет его, поскольку не смог понять его смысл.

Знание — это осмысленная субъектом информация

(конечно, осмыслена и попята она может быть по-разному — с разной степенью точности, полноты, глубины и пр.). Но когда какое-то сообщение представляется субъекту бессмысленным, то хотя оно не дает субъекту никакого знания, это еще не значит, что оно неинформативно.

ü Знание всегда есть некоторое утверждение,

хотя оно может быть выражено не только в виде утвердительного, но и в виде отрицательного высказывания. Разница здесь лишь в том, что в первом случае знание заключается в утверждении о наличии, а во втором — об отсутствии у предмета каких-то свойств.

Даже известное высказывание Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю» представляет собою утверждение. Предметом этого утверждения является его автор, а утверждает оно — выбирайте сами, что вам больше нравится, — либо наличие у этого объекта свойства «ничего не знать», либо отсутствие у него свойства «знать хотя бы что-то».

ü Любое знание включает в себя предпосылку (обычно молчаливо подразумеваемую), что оно объективно,

т. е. определяется не субъективными особенностями, желаниями или эмоциями человека, а исключительно свойствами объекта.

Когда человек говорит: «Я знаю .», он делает сразу двойное утверждение: первое — что у него есть знание о свойствах некоторого объекта, и второе — что это знание является объективным. Но, несмотря на то, что эта предпосылка («презумпция объективности»)

Страницы: 1 2 3 4 5 6