Знание и его предмет

Страница 5

к своему предмету: знание о проекте включает в себя, помимо последнего, еще и добавочное содержание — понимание того, для чего проект делается, насколько он осуществим и пр. Предмет знания, следовательно, составляет лишь часть знания о нем. Процесс познания отличается от процесса создания проекта тем, что в нем (в познании) кроме проектирования совершается еще изучение свойств проектируемого сооружения.

Философы, придерживающиеся имманентного подхода, полагают, что познание всегда происходит так, как в приведенном примере с архитектором. В их понимании познание обязательно предполагает мысленное конструирование

познаваемого объекта.

Несомненно, что построение знания о каком-либо предмете связано с созданием его воображаемой модели. Если в этом смысле понимать Канта и других представителей имманентного подхода, то с ними можно было бы согласиться. Но следует видеть разницу между созданием мысленных

моделей и созданием реальных объектов. Мы способны, подобно архитектору, конструировать в уме различные воображаемые объекты — «проекты вещей». Эти объекты вполне могут быть предметами познания. Так поступает, например, математик, изучающий существующие в его уме геометрические фигуры — круги, многоугольники, пирамиды и др. идеальные математические объекты (в природе нам не встречаются вещи, имеющие идеальные геометрические формы). Однако предметами знания являются не только объекты, возникающие в нашем воображении. Мысленные модели и

проекты хотя и могут сами по себе быть достойны изучения, но все же они большей частью являются лишь средством,

помогающим познавать и создавать реальные объекты. Если наивные реалисты неправомерно сводят круг предметов познания к внешним вещам, то имманенты столь же неправомерно ограничивают его лишь мыслимыми предметами, собственными продуктами нашего мышления.

Еще одна гносеологическая концепция развита в феноменологической

философии Гуссерля. Согласно его учению, мы непосредственно можем иметь знание лишь об объектах, которые выступают как феномены,

имеющие место в нашем сознании. Однако люди в повседневной жизни и в науке исходят из наивно-реалистической «естественной установки», заставляющей полагать, что этим феноменам их сознания соответствуют какие-то внешние, независимые от сознания объекты. Такая установка, по мнению Гуссерля, неоправданна. Гуссерль разрабатывает особый метод — феноменологическую редукцию,

с помощью которой мы отказываемся от этой установки и переключаем внимание на феномены, имеющие место в мире нашего сознания, оставляя «за скобками» вопрос о том, соответствуют ли им какие-то внешние по отношению к нашему сознанию объекты. Я могу сомневаться в том, существуют ли объекты вне моего сознания (скажем, дерево, которое я вижу за окном, — это, может быть, всего лишь иллюзия: мне кажется, что оно реально существует, а в действительности его нет); но независимо от того, есть ли дерево в действительности или нет, в моем сознании есть феномен — мое видение дерева,

и сомневаться в наличии этого феномена я не могу. Об этом феномене я вполне могу строить адекватное, истинное знание. Феномены возникают в сознании как продукты чувственного восприятия или как продукты воображения, но и в том и в другом случае они могут выступать как объекты познания. Объектами знания, таким образом, являются не существующие вне сознания вещи, а феномены сознания. Я могу постигать смысл, сущность этих феноменов непосредственно, интуитивно, и притом с «предельной достоверностью», не нуждаясь в предположении о существовании каких-то вещей вне сознания, которое связано с «естественной» установкой. Мысленное «созерцание сущностей» есть в то же время и их «конституирование» в качестве идеальных объектов, воспроизведение и «кристаллизация» их смысла в понятиях, принципах и законах науки. Замечая, что среди наблюдаемых мною феноменов в моем сознании есть такие, которые похожи на меня самого (т. е. другие субъекты), я вступаю с ними в общение, в результате чего обнаруживается нечто общее между феноменами моего сознания и феноменами, имеющимися в сознании других субъектом. Это позволяет строить «интерсубъективное» знание о феноменах и идеальных объектах, составляющих их сущность. Итак, в гуссерлевской феноменологии предметом познания выступают сначала феномены сознания (Предмет-1), независимо от того, образуются ли они посредством восприятия или воображения. От них мы переходим к непосредственному мысленному постижению их «идеальных сущностей» (Предмет-2). Раскрывая сущность феноменов, мы «конституируем» идеальные объекты, являющиеся предметами нашего познания (Предмет-3), и вместе с тем строим знание о них. Полученное таким способом знание, по Гуссерлю, представляет незыблемую абсолютную истину.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7