Основные темы философии политики

Страница 5

В то же время суть самой идеи гражданства состоит в том, что, отстаивая свои права и интересы, отдельно взятый гражданин должен признавать также общие интересы и цели, скрепляющие всех членов общества в единое целое, сознавать свои обязанности и ответственность перед другими людьми, наделенными собственными законными правами и интересами, которые он должен признать, учесть и уважать. Это означает, что свобода человека ограничена, с одной стороны, потребностями, интересами, способностями и возможностями самого человека, с другой – условиями внешней среды. Истинная свобода может иметь место в условиях признания границ своего жизненного пространства, а также взаимности прав и обязательств.

В данном контексте нельзя противопоставлять друг другу власть и свободы, поскольку свобода возможна только в условиях порядка, а порядок в современном обществе обеспечивается властью. Действительная, не декларируемая свобода возможна в том случае, если власть служит праву.

Раскрытие сложных взаимоотношений

политики и морали – сложнейшая проблема философии политики. Как уже отмечалось, философия политики охватывает не только мир сущего, но и мир должного, мир политического не только в том виде, каков он есть, но и каким он должен быть. Политика представляет собой результат сознательных волевых усилий людей, ставящих перед собой определенные цели, руководствуясь при этом сложившимися нормами поведения, пониманием важнейших аспектов взаимоотношений со своей социальной средой. Политика, следовательно, не может не иметь морально-этического начала.

Морально-нравственные начала, ценности и нормы, имеющие отношение к миру политического, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного сообщества, в совокупности составляют политическую этику.

Политическая этика

– это нормативная теория политической деятельности, затрагивающая такие основополагающие проблемы, как справедливое социальное устройство, взаимные права и обязанности руководителей и граждан, фундаментальные права человека и гражданина, разумное соотношение свободы, равенства и справедливости. Она играет ключевую роль в легитимизации как политической власти вообще, так и различных форм правления.

Особенность всех этических проблем политики обусловлена тем, что она теснейшим образом связана с насилием. К тому же политику нередко отождествляют с корыстным интересом, а нравственность – с бескорыстием. «Кто ищет спасения своей души и других душ, – писал М. Вебер, – тот ищет его не на пути политики, которая имеет совершенно иные задачи – такие, которые можно разрешить только при помощи насилия. Гений или демон политики живут во внутреннем напряжении с Богом любви, в том числе и христианским Богом в его церковном проявлении – напряжении, которое в любой момент может разразиться непримиримым конфликтом». Отсюда возникает отнюдь не праздный вопрос: можно ли вообще говорить о политической этике как таковой, правомерно ли применение к сфере политики категорий этики и морально-этических ценностей?

Следует отметить, что в истории политической мысли на эти вопросы давались весьма неоднозначные ответы, но так или иначе все крупные мыслители, занимавшиеся проблемами политики, государства и права, начиная с Конфуция, Платона, Аристотеля и кончая современными исследованиями, затрагивали эту проблему.

Каждый философ по-своему видит решение проблемы диалектики политики и морали. Н. Макиавелли их разъединил. Он разработал особое политическое искусство создания твердой государственной власти любыми средствами, не считаясь с какими бы то ни было моральными принципами. «Цель оправдывает средства» – одно из важнейших постулатов макиавеллизма.

Но после смерти итальянского мыслителя наступила новая эпоха, и данная проблема приобретала еще большую злободневность. Пожалуй, наиболее рельефно она нашла отражение у И. Канта. Немецкий мыслитель хотел соединить мораль и политику. Мораль, пишет он, есть ««совокупность . безусловно повелевающих законов, в соответствии с которыми мы должны вести себя…»

И. Кант исходит из понятия долга, которому должны подчиняться все, в том числе политики. Мораль – это теоретическое, а политика – практическое правоведение. Моральный долг велит людям жить в мире и дружбе, и моральный политик должен совмещать политические принципы с моральными. И. Кант осуждает морализующих политиков или политических моралистов, которые не считаются с моральным долгом. Истинная политика, по его мнению, должна учитывать моральные принципы, так как от этого она только выиграет.

Большое место вопросы политики и морали занимали в русской философии. Это, видимо, объясняется тем, что в России политика, по существу, носила деспотический характер. Она не считалась ни с какими правовыми нормами и всецело базировалась на произволе и волюнтаризме. Вл. Соловьев, Л.И. Петражицкий, П.И. Новгородцев решительно выступали против противопоставления права и нравственности, лишения права морального измерения. Эта позиция, в частности, выразилась в известной идее о равнозначности правды-истины правде- справедливости.

Страницы: 1 2 3 4 5 6