Основные темы философии политики

Страница 3

Будучи неотъемлемой стороной социальной жизни, власть развивается в процессе эволюции человеческого сообщества, приобретая те или иные формы в зависимости от различных этапов исторической эволюции и общественных изменений. Как непременный атрибут развития общества власть возникла задолго до появления государства и его политической сферы. Приблизительно 40 тыс. лет она существовала в догосударственных и дополитических формах, выступала в качестве способа поддержания баланса внутриклановых отношений в виде господства вождей, шаманов и других лидеров первобытных обществ. С момента образования государства, то есть в течение последних 5 тыс. лет, власть существует в политической, публичной форме.

Ключ к власти лежит в способности ее субъекта контролировать поведение других людей и манипулировать социально-политическими процессами. В данном контексте под властью подразумевается способность ее субъекта (отдельно взятой личности, группы людей, организации, партии, государства) навязать свою волю другим людям, распоряжаться и управлять их действиями насильственными или ненасильственными средствами и методами. Иными словами, здесь речь идет о способности того или иного субъекта навязать свое господство другим людям, группам, классам, обществу в целом. Возникая из ролевой неоднородности людей, власть сводится к системе преимуществ, предоставляющих дополнительные степени свободы и дающие право одним влиять на самоутверждение других. Операционализируют власть позитивные (стимулирующие добровольное подчинение) и негативные (осуществляющие принуждение) санкции, которые усиливают асимметрию субъекта и объекта власти. Вообще говоря, наличие подобной асимметрии – стандартное место в ситуации власти, между тем существует обстоятельство, которое необходимо учитывать. Все упирается в предел полномочий властных функций, преступать который нежелательно, опасно: там, где баланс кардинальных целей и средств поддержания власти подрывается, власть вырождается.

Цель власти состоит в том, чтобы посредством прямого или косвенного воздействия на людей, их объединения или разъединения: а) противодействовать деструкции, кризису, упадку, нейтрализовать напряжение, способствовать разрешению конфликтов; б) стремиться к максимуму стабильности общественного целого, способствовать его совершенствованию, упрочению и прогрессу.

Средство власти – богатый арсенал тактики от патронажа до администрирования, устрашения, применения силы. Поскольку небезболезненные механизмы власти сосредотачиваются у отдельных лиц, реализующих основные цели власти в соответствии с законом ее укрепления, возможно противоречие между субъектом власти – властедержателями и ее объектом – народом.

Развращаясь властью, субъект власти обнаруживает заинтересованность в наращивании и продлении господства, тогда как объект власти – народ, жаждущий увеличения свободы и благосостояния, стремится к независимости, достоинству, достатку. Настает момент, когда массы перестают санкционировать власть; последняя утрачивает почву для своего существования. Понимание зависимости силы власти от поддержки народа определяет необходимость балансировки оппозиции субъекта и объекта власти: искусство власти – в умении гибко и быстро реагировать на запросы масс, что, собственно, позволяет предотвращать политические катаклизмы. Взаимодействие власти и масс (в идеале) должно быть легальным и легитимным. Если власть обладает безраздельной монополией социальных инициатив на выработку, принятие и реализацию решений, она приобретает вид жестко централизованной (интегральной) власти. Если же сферы ее приложения регламентированы (итог действия оппозиции, волнений демоса и т.п.) радиусы ее действия обозначены (совершенство законодательства), локализованы (механизм сдержек и противовесов), власть отправляется в режиме дифференцированной (интеркурсивной) власти. Основанием такой типологизации, очевидно, является интенсивность властных потоков, степень силового влияния властных структур на элементы социума. Пограничными точками в диапазоне властного регулирования общественной жизни соответственно будут абсолютизм – гипертрофированная государственная (этатизм) или личная (авторитаризм) власть и анархия – универсальное отрицание консолидирующей ценности властного фактора. Поскольку и всевластие, и властный нигилизм – нетерпимые социально-политические аномалии, то на значительных временных интервалах цивильной жизни воплощаются гораздо более умеренные формы.

Эти замечания выводят нас на важнейшую для философии политики тему о взаимоотношении человека и власти, общества и государства.

В истории отношений человека и власти прослеживаются две линии или тенденции. Суть первой заключается в разделении человека и политической власти, в гарантированности свободы его жизнедеятельности и ограниченности поля политической власти. Сущность второй – в слиянии политики со всеми другими сферами жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6