Основные темы философии политики

Страница 1

Для философии политики мир политического служит источником философской рефлексии о принципах свободы и порядка, свободы и равенства, справедливости, сущности власти, соотношении политики и морали, государства и личности.

Философия политики избегает вопросов «где», «когда», «как», «кто», и т.д. или категории «здесь» и «теперь». Ее интересует прежде всего сократовский вопрос «Что есть?». В центре внимания философии политики не конкретная политическая ситуация, не формы конкретного проявления человеческой деятельности, а природа мира политического, политической жизни вообще.

Политическая философия, будучи дисциплиной, призванной исследовать природу политических вещей, затрагивает целый комплекс основополагающих аспектов, которые в рамках человеческой истории имеют универсальный характер. В этом контексте прав был Л. Штраусс, который считал, что философия политики занимается поисками трансисторических истин о политике. Она определяет границы политического, политической жизни и деятельности как таковых, различные формы их государственного воплощения.

Центральной темой философии политики является сама природа политического, сущность и структура политики.

Слово «политика» греческого происхождения и обозначает искусство управления государством. Трудно сказать, когда этот термин впервые был использован, но его генезис, видимо, связан с античными государствами-полисами.

Политика

, прежде всего, связана с управлением и ее можно определить как одну из форм деятельности по урегулированию и управлению общественными отношениями и связями, возникающими между людьми в процессе их совместной деятельности.

Политика как ресурс воздействия на реальность возникает ввиду учета коллизионных начал, обусловливающих интенсивные обменные процессы в разрешении жизненных антиномий: противник-соратник, друг – враг, согласие – несогласие, диссонанс – консонанс. Политика в обществе становится культурой практического разума по увязыванию групповых интересов, по разрешению групповых конфликтов. Можно сказать, что политическая деятельность имеет место там, где необходимо разрешение социальных противостояний, социальных конфликтов.

Факт конфликтного происхождения властных отношений, политики, государства осознали уже мыслители древности. Еще в «Государстве» Платон говорил устами Полемарха о том, что политическая деятельность должна осуществляться в интересах части общества или одной партии в борьбе с ее политическими противниками. Искусство справедливой политики – это «искусство приносить друзьям пользу, а врагам причинять вред».

Традиция конфликтного происхождения властных отношений, политики и государства широко распространена в политической философии. Так, К. Шмитт, рассматривая политику в категориях «друг-враг», полагал, что социальные отношения уплотняются, превращаются в политические при необыкновенной интенсивности общественных противоречий. В сущности, он рассматривал дихотомию «друг-враг» в качестве главного конституирующего признака политических отношений, самого смысла существования политического как самостоятельной сущности. В своих построениях К. Шмитт ставил во главу угла именно эту дихотомию; ей у него соответствовали противостояния «добро-зло» в морали, «прекрасное-безобразное» в эстетике, «выгодное- невыгодное» в экономике. Причем, согласно К. Шмитту, политические категории самодостаточны и независимы от моральных, экономических и иных категорий, политический враг не обязательно плох с моральной точки зрения или безобразен с эстетической точки зрения. Весь вопрос состоит в том, что он чужой.

Эта линия в разработке и трактовке политического в разных вариациях, с различной степенью ударения на универсальность и интенсивность конфликта отразилась в большинстве политико-философских систем – от левого радикализма до правого консерватизма и радикализма. Свое наиболее законченное выражение она нашла в тоталитарных политико-философских конструкциях – марксизме-ленинизме и национал-социализме. В них идея непримиримой классовой борьбы и теория бескомпромиссной борьбы высших и низших рас и народов были возведены до статуса универсально принципа, лежащего в основе всех без исключений общественно-исторических и социально-политических феноменов и процессов.

Можно утверждать, что практически единодушное признание конфликтности как важнейшей сущностной характеристики мира политического служит весомым доказательством ее универсальности. Это вполне естественно, если учесть, что любое человеческое сообщество, особенно высокоорганизованное, сочетает в себе интересы самых разнообразных социальных сил, групп, институтов и т.п., что предполагает столкновения, противоречия, конфликты между ними, дополняющиеся противоречиями между частными и государственными интересами.

Но очевидно и то, что если бы люди, живущие вместе, расходились бы друг с другом во всех вопросах, сам факт их совместного существования был бы поставлен под вопрос. Как показывает исторический опыт, противоречия и борьба перестали бы выполнять функцию двигателя общественно-исторического прогресса, если бы они оставались безысходным и непримиримым антагонизмом между людьми. Люди объединятся в сообщества в силу общего стремления к совместной жизни. Конфликт и консенсус составляют две важнейшие характеристики любых сфер человеческой деятельности, в том числе и мира политического. Политика связана как с разрушением, так и с созиданием, в ней грязь и чистота, добро и зло. Она связана как с миром, так и кровью и насилием. Здесь речь идет прежде всего о факторах, способствующих с одной стороны, сохранению и жизнеспособности политической системы, с другой – ее изменению как в плане отдельных институтов, так и системы в целом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6