Основные темы философии политики

Страница 4

В античности государство не отделялось от общества, да и само понятие личной независимости, сферы частных интересов было ограниченным. Об этом убедительно писал Б. Констан в своей работе «О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей». Б. Констан называет свободу в античности коллективной формой свободы. «Вы не найдете… практически ни одного из тех прав, которые составляют содержание свободы наших современников. Все частные действия находятся под суровым надзором. Личная независимость не простирается ни на мнения, ни на занятия, ни тем более на религию. В делах, представляющихся нам самыми ничтожными, авторитет общественного организма довлеет над волей индивидов и угнетает ее. У спартанцев Терпандр не мог добавить лишнюю струну к своей лире, не оскорбив эфоров. Власть вмешивалась и в самые обычные домашние дела. Молодой лакедемонянин не мог свободно посещать свою супругу. Законы управляли нравами, а поскольку нравы простираются на все, то не было ничего, что не регулировалось бы законами».

Вместе с тем нельзя не заметить, что еще в Афинах античного периода индивид утверждается в своей особенности как субъект права: намерения индивида признаются фундаментальным элементом ответственности.

Проблема отношений власти и человека приобретает системное решение через идею естественного права и неотчуждаемых прав человека и концепцию гражданского общества. Дж. Локк и Ж.Ж. Руссо, опираясь на версию о договорном происхождении государства, обосновывают новый тип его гражданским обществом. Идея гражданского общества вначале формулировалась как критика средневековых устоев жизни, их урегулированности государством. Человек не знал автономии и был частью общины, сословия. В гражданском обществе отношения должны быть упорядочены на основе признания неотъемлемости прав каждого человека, его свободы ими пользоваться. Суть прав выражается в триаде «жизнь, свобода, собственность». Обществу, которое построено на жесткой принадлежности каждого к какой-либо группе, противопоставляется общество, в котором никто не имеет особых привилегий, но все равны перед законом. Гражданское общество

понимается как общество с развитыми экономическими, культурными, религиозными отношениями между самими индивидами, не опосредованными государством. В таком обществе свободно развиваются ассоциативная жизнь, или, как ее называют, публичная сфера, сфера массовых движений, партий, группировок по интересам, убеждениям, любым другим признакам. Это общество добивается децентрализации власти государства за счет ее передачи самоуправлению, взаимодействия большинства и меньшинства на основе согласования позиций государственных институтов и общества. Достигается идентичность гражданских и профессиональных качеств человека, входящего как в то, так и в другое сообщество. Происходит обмен этими качествами; отсюда – политичность гражданского общества и гражданственность политического.

Гражданское общество генерирует развитое самосознание, способность к объективному самоотчету. При достаточной подвижности такое сознание обеспечивает быстрое восстановление равновесия отношений, когда они приходят в движение. В гражданском обществе церковь, религиозное единство, соборность, общность народная, идеологическая, политическая, классовая, сословная, культурная, национальная не подавляют и не растворяют индивидуальность, но позволяют индивиду, ставшему личностью, выделиться, не порывая с общностью судьбы. Новая основа выхода из массы – это самостоятельность человека, освободившегося от опеки, способного и желающего рассчитывать на себя, на собственные силы, на самодеятельность, соревнование. Условием и результатом этого развития становится более полное, более органичное превращение общества в гражданское целое, а государства – правовое политическое единство. Приобретшая революционное содержание в Новое время тема «гражданское общество против государства» получила наиболее развернутое освещение в работах Т. Пейна, Т. Ходжскина, Э.Ж. Сьейеса и особенно в программном документе Великой французской революции – Декларации прав человека и гражданина.

Ограничение патернализма государства, создание гражданского общества создало новые подходы к пониманию свободы личности. Свобода личности предполагает определенные социальные и политические условия. В частности, она требует существования как многих центров власти, исключающих монополию какого-либо одного лица, социальной группы, партии, уравновешивающих всевластие государства, так и свободы выбора во всех сферах общественной жизни. Основополагающее значение с этой точки зрения имеет частная собственность. Вслед за Гегелем можно сказать, что гражданское общество – это сообщество частных собственников, которые независимо от своего статуса, религиозных и политических воззрений, расовой, этно-национальной принадлежности в юридически-правовом отношении равны перед законом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6