Философский анализ взаимодействия природы и общества. Учения о смысле жизни

Страница 8

Смысл жизни человека сводится в различных культурах к следующему: в фаустовской культуре – к подчинению мира человеком; в буддийской культуре – к уходу человека из мира, к слиянию с богом; в культуре диалога – к диалогу с миром (модель новой эпохи).

Рассмотрим, как разные философские учения отвечают на вопрос смысла жизни. Может быть, больше всех над вопросом о смысле жизни размышлял и мучился Л.Н. Толстой.

1. Стремление к нравственному идеалу у Толстого выражается в постоянном совершенствовании людей, принятии им на веру тех непреложных истин, которые открывают Бога в душе каждого. Этот путь Толстой открыл для себя не сразу. Психологической основой нравственных исканий Толстого является осознание неудовлетворенности своей жизнью и стремление ее улучшить. Толстой стремился найти гармонию всех компонентов внутреннего мира человека и всего существующего. Таким образом, он пытается определить такое направление жизни, которое бы способствовало благу человечества в целом.

Толстой считал, что для нравственного поведения людей надо знать смысл жизни и сообразно ему направлять свои силы. Толстой искал смысл жизни. Но этот смысл не должен бы уничтожаться со смертью. Но сколько бы ни билась его мысль в поисках нужного ей ответа, всякий раз призрак смерти стоял перед ним. Выходило одно – «жизнь есть бессмыслица». Толстой не получил ответа на то, для чего жить, ни обращаясь к естественным наукам, ни в марксизме. По его мнению, даже простые люди часто не видят этого вопроса, а те, которые осознают бессмыслицу жизни, часто принимают ее такою, какая она есть, и стремятся получить от нее как можно больше наслаждений.

Духовный кризис, в который оказался ввергнут Толстой и который начался непреодолимым отвращением к опостылевшей ему жизни, был не просто мучительным и долгим. Он перевернул всю его жизнь, весь внутренний мир Толстого. Именно здесь заложены основы создания Толстым своих религиозно-философских взглядов. Именно в этой области он попытается найти свой нравственный идеал.

Толстой определил за истину смысл жизни в совершенствовании человека и общества. Нравственная жизнь человека заключается в постоянном следовании найденному смыслу жизни, определяющему выбор каждого единичного поступка. Смысл жизни, по Толстому, может дать только вера: «Всякий ответ веры конечному существованию человека придает смысл бесконечного, не уничтожаемый страданиями, лишениями и смертью».[4]

Толстой рассматривает человека в единстве двух самостоятельных субстанций: телесной и духовной. И каждый из людей должен выбрать, как ему жить: либо повиноваться требованиям тела, либо обрести истинное духовное благо: «Делай то, что хочет от тебя твое тело: добивайся славы, почести, богатства, и жизнь твоя будет адом. Делай то, что хочет от тебя дух, живущий в тебе: добивайся смирения, милосердия. Любви и тебе не нужно будет никакого рая. Рай будет в душе твоей».[5] Любое действие выступает, по Толстому, как результат «таинственной связи души и тела». «Все живые существа телами своими отделены друг от друга, но то, что дает им жизнь, -одно и то же для всех.».[6] Это неосязаемое, невидимое, бестелесное - есть Бог. Именно Бог и является тем нравственным идеалом для Л.Н. Толстого, к которому должны прийти все люди. «Бог, для меня, это то, к чему я стремлюсь, то, в стремлении к чему и состоит моя жизнь, и который поэтому и есть для меня, но есть непременно такой, что я его понять, назвать - не могу. В самом деле, если бы я понял Бога, я бы дошел до Него и стремиться бы некуда было, и жизни бы не было. Приблизиться мне к Нему можно и хочется, и в этом моя жизнь». [7]

Таким образом, признавая Богом то высшее духовное существо, живущее во всем, а главным образом в каждом человеке, Толстой призывает нас к развитию своих духовных качеств. В этом суть самосовершенствования.

Жизнь истинная дана человеку под двумя условиями: чтобы он делал добро и увеличивал данную ему силу любви. Толстой отрицает «совершенствование в одиночку» ибо «совершенствоваться можно только в жизни и в общении с людьми». Толстой полагает, что жить чистою, святою жизнью на столбу или в общине нельзя, потому, что человек лишен одной половины жизни – общения с миром, без которого его жизнь не имеет смысла. Но в то же время Толстой считает, что «нет никакой возможности просвещать и исправлять других, не исправив себя до последних пределов своей возможности. Если видишь что устройство общества дурно, и ты хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы все люди стали лучше. А для того, чтобы все люди стали лучше, в твоей власти только одно: самому сделаться лучше ».[8]

Совершенство, указываемое христианством, и на основе которого Толстой строит свое учение, бесконечно и никогда не может быть достигнуто. Но стремление к полному бесконечному совершенству постоянно будет увеличивать благо людей, и что это благо поэтому может быть увеличиваемо до бесконечности. Призывая нас бороться с грехами, такими как зло, корысть, зависть, излишествами, а также соблазнами и суевериями, Толстой указывает, что тем самым достигается большее соединение души человеческой с богом. А чтобы победить грехи, для этого от человека требуется усилие, умение противостоять внешним воздействиям, а также умение владеть собой. Толстой делает вывод: для приближения к совершенству человек должен надеяться только на свои силы. И дело каждого не надеяться на удачу или чудо, а найти спасение и благо своими средствами, а именно нравственной жизнью.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11