Философский анализ взаимодействия природы и общества. Учения о смысле жизни

Страница 7

Таким образом, общественный прогресс как глобальная поступь человечества только тогда станет мощным потоком, если в нем сольются экономическое, социальное и моральное развитие общества, духовное освобождение его и успехи жизнедеятельности индивидуальной личности.

2.Какие учения о смысле жизни вам известны? Дайте их философский анализ и выразите к ним свое отношение.

Смысл жизни – ценность, которая определяет систему базовых ценностей существования той или иной культуры. Почему именно ценность? Деятельность человека обязательно мотивируется и в зависимости от мотива определяется строительство божьей ткани бытия этого человека. В основе каждой деятельности лежит ценность. Ценность, как смысл жизни, по мнению Сорокина, определяется уровнем цивилизации. Смысл жизни инвариант базовой ценности человека, лежащей в основе великой идеи.

Смысл жизни дает нам понимание окружающего мира. Понимание дает возможности определить свои возможности, уровень как своего падения, так и возвышения. Синтез этих двух аспектов дает возможность определить место человека в мире, а также мотивацию его деятельности. Важно развести понятие ценность и потребность. Потребность – это побудительный мотив человеческой деятельности и только (духовной или физиологической). Но чем сложнее жизнь, тем чаще человек сталкивается с потребностью выбора. Основания этого выбора определяются уже не потребностью, а ценностью. Смысл жизни отличает человека от животного в том отношении, что животное живет количественно, не зная меры своего возвышения и падения.

Можно определить структуру смысла жизни как ценности через последовательность следующих этапов: оценка ситуации, самооценка, выбор линии поведения, деятельность по осуществлению выбора, мера ответственности. Последние три момента включаются в понятие свободы.

Самой глубокой точкой анализа человеческой деятельности является смысл жизни. Система базовых ценностей определяет тип культуры: фаустовская, буддийская, культура диалога.

Фаустовская культура отличается наличием ярко выраженного субъекта, который стоит вне природы, вне объекта. Объект определяется как материал, как то, что может существовать вне деятельности человека. Задача человека овладеть объектом, подчинить его. Российская культура во времена царизма и во время советской власти являлась разновидностью фаустовской культуры. Наши духовно-социологические отношения определяют цивилизацию власти, где политические отношения являются ведущими отношениями. Главная цель политических отношений – достижение практических результатов на основании силы, власти. И здесь человека в принципе ничего не сдерживает. Победителей не судят. Поэтому социальная структура фаустовского типа определяется в виде пирамиды, каждый слой которой рассматривается не как ценность, а как объект манипулирования, как средство достижения своих целей.

Буддийская культура выражается в идеологии буддизма. Она пропагандирует, что вся человеческая жизнь – страдания и чтобы погасить эти страдания, надо расстаться с желаниями. Это возможность достигается, когда человек сливается с социумом, личность растворяется в народном духе. Эта культура не имеет основания для манипулирования, так как верховный субъект размыт; общество не может управлять личностью, ибо оно не выделяет из себя эту личность. Наивысшее развитие данная идеология получила в ортодоксальном христианстве. По его мнению, существует два пути слияния человека с миром:

Это путь святого или путь сильного, который вырабатывается человеком самостоятельно на основе заповедей христианства.

Путь слабого, для которого благо прикрепиться к кому-либо для того, чтобы достичь целостности. Смысл жизни как цель определяется достижением вечности.

Культура диалога. Нет развернутых представлений этой концепции. Предпосылки хранятся в российском и индийском менталитетах. Суть этих менталитетов идея антропоцентризма, которая перешла в концепцию ноосферы. Понятие «ноосферы» подчеркивает единство человека и космоса. Человек –не центр мироздания, а одна из органичных его частей.

У человека существуют не привилегии, а ответственность.

Ответственность предполагает особую активность человека, которая является творчеством природы и выделяет из нее положенные внутренние тенденции. Человек доопределяет природу, внося в нее свой субъективный смысл, в конечном итоге, красоту. Такое доопределяющее отношение человека к миру обеспечивает совместное условие развитие природы и общества, их совместную эволюцию.

В фаустовской культуре экологическая проблема решается путем либо остановки социального развития либо ликвидацией естественной природы, превращение ее в искусственную. Культура диалога определяет сейчас проблему гуманизма. Человек не покоряет природу, а использует ее законы для оптимального образа жизни.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11