Философский анализ взаимодействия природы и общества. Учения о смысле жизни

Страница 4

С появлением исторического материализма, критики Маркса обвинили его в экономическом детерминизме, согласно которому развитие общества ставится в зависимость только от экономических факторов. Производство, экономика в таком случае приобретают самодовлеющий характер, и понимаются узкосциентистски, как производство вещей и экономических сущностей, материальных продуктов. Экономический материализм сознание, духовную культуру ставит в тотальную зависимость от экономики и не рассматривает вопрос об автономной самостоятельности человеческого духа в социально-историческом процессе.

Таким образом, при самом общем анализе исторического материализма можно отметить такие его недостатки:

Преувеличивается роль экономики в развитии духовной жизни общества;

Признание Марксом развития общества как только формационного понижает научный статус, познавательские возможности категорий «культура» и «цивилизация».

Абсолютизируется классовый подход при анализе общественных явлений.

Институт частной собственности объявляется исторически не только преходящим, но и социально-вредным при возведении здания социалистического бытия общества. А значит ставится задача борьбы, сокрушения старого экономического базиса со всеми вытекающими последствиями в надстройке.

В концепции исторического материализма исчезает живая личность человека: экономика и общество в целом обезличиваются. Личность как индивидуальность подменяется классами, народными массами.

Новый взгляд на историю приобретает также характер вечной истины, догмы, социально-политической доктрины, идеологемы, нацеливающей на определенные практические задачи. Праксеологическая функция философии становится решающей. Ее задача –теоретически обосновать разрушение старого мира.

В 20 столетии выяснилась теоретическая и практическая ограниченность исторического материализма и как классового ведения общества, и как всеобщей методологии переустройства социума.

В условиях научной, технической и технологической революция, которые перманентно происходят в обществе, начиная с середины 20 века, в социальной философии возникли новые подходы объяснения общественной жизни. Технологический детерминизм в системе теорий экономического роста (У.Ростоу), единого индустриального общества (Р.Арон), постиндустриального общества, технотронной цивилизации, информационного общества, телематического и программированного общества (Д. Белл, Л.Мэмфорд, З.Бзежинский, У.Дайзард, Д.Мартин, А.Турен, и др.) общество ставит во всеобщую зависимость от развития техники, орудий и средств труда, машинных, интеллектуальных, в том числе информационных, экологических и прочих технологий. Сциентистский подход абсолютизирует в свою очередь познавательные возможности науки, ее социальную роль, ставит прогресс науки в обществе в зависимость от развития машинерии. При плюралистском подходе социальными философами делается попытка осмыслить историю и современное общество на основе причинного действия множества социальных сил и факторов. В таком случае одинаково важное место в системе общественных детерминант занимают и экономика, и техника, и наука. Мораль, политика, культура, человек как носитель ценностей обуславливают социальное развитие человечества.

Следовательно, на основе всех сколько-нибудь значительных подходов в социальной философии общество анализируется со стороны его сущности, природы, структуры, места и роли в общественной жизни тех или иных явлений, смысла бытия человеческого и исторического предназначения человека. Нельзя найти какой-либо один подход на основе которого выявились бы все, или даже основные пружины всемирной истории.

Это касается и вопроса об источниках и движущих силах развития общества. Источники (импульсы) общественного процесса коренятся и в противоречиях между обществом и природой, и противоречиях между различными сторонами общества, например, между производительными силами и экономическими отношениями, экономикой и моралью, техникой и человеком, политикой и духовной культурой, идеологией и творчеством. Источниками общественной истории являются потребности и интересы людей, их социальные смыслы и ценности, эталонные образцы поведения и влечения, воля, как и вся система направленности человека.

Обратимся к природе. Под природой понимается либо весь материальный мир как объективно существующий, либо часть его, находящаяся за пределами, а то и вне досягаемости общества. В принципе природный мир – это нечто нетронутое общественным воздействием. Это вся совокупность естественных условий существования человека и человечества. Такого мира применительно к нашей планете, конечно, не существует. Даже Антарктида, по территории составляющая 10% всей площади Земли, подвергнута технико-антропологическим воздействием.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9