Философский анализ взаимодействия природы и общества. Учения о смысле жизни

Страница 11

Думается однако, что к решению вопроса о смысле и цели жизни, как и к самому этому вопросу, не следует подходить абсолютно отрицательно, категорически утверждая, что он сам по себе абсурден. Применительно к жизни отдельной личности он имеет реальный смысл и значение. Более того, если бы каждый не отвечал для себя как-то на этот вопрос, то само существование человека было бы действительно бессмысленным, со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. В этой связи большое значение имеет теория и практика логотерапии, разработанная В.Франклом. Ее задача состоит в том, чтобы справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью. Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Однако ученый ставит логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мнению, - это больше чем психика, это дух, который и призвана лечить философия. Логотерапия ставит своей задачей помочь людям, нуждающимся в этом, обрести смысл жизни и тем самым излечить их душу. Задача эта архиважна, поскольку отсутствие смысла жизни приводит многих людей к трагическому исходу.

Имея в виду этот реальный для человека, а не абсолютный смысл жизни, мы полагаем, что в общем плане можно сказать следующее: смысл жизни стоит в развитии человека как самоцели, его всестороннем совершенствовании. Как писал Кант, существование человека «имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу».[13] А поскольку человек по своей сути существо общественное, то и смысл жизни его может быть найден только на пути сопряжения интересов и целей общества и личности. Общность индивида и рода, личности и социума дает основании оптимистически смотреть на бытие человека в мире и смысл его жизни. Трагизм индивидуальной смерти преодолевается тем, что человек и после смерти остается в результатах своей деятельности, своего творчества и благодарной памяти потомков.

Определить личностный смысл жизни – это значит осмыслить жизнь во всей сути и в большом плане, объяснить, что в ней подлинное, а что мнимое, определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства их осуществления. По мнению видного российского мыслителя С.Л. Рубинштейна, все это бесконечно превосходит всякую ученость и связано с драгоценным и редким свойством –

[1] Маркс и Энгельс. Сочинения, т. 20, с 23

[2] Маркс К. Сочинения. Том 32 С.45

[3] Маркс К. Экономически-философские рукописи 1844 г. Сочинения. Том 42 С.92

[4] Систематические очерки мировоззрения Л.Н. Толстого. // Уральское толстовское общество, 1994 г. С.24.

[5] Толстой Л.Н. «Путь жизни», М. 1993. С.31

[6] Там же. С.33

[7] Систематические очерки мировоззрения Л.Н. Толстого. // Уральское толстовское общество, 1994 г. С.44

[8] Там же. С.270

[9] Симонова С.В. «Нравственная жизнь человека в философско-этических исканиях Толстого». М., 1988 г. С.3

[10] Толстой Л.Н. «Путь жизни», М. 1993. С.31

[11] Симонова С.В. «Нравственная жизнь человека в философско-этических исканиях Толстого». М., 1988 г. С.15

[12] Виноградов И.И. Критический анализ религиозно-философских взглядов Л.Н. Толстого». М. 1981 г. С. 28

[13] Кант И. Сочинения: в 6 т. М., 1966. Т.5.С 469

Страницы: 6 7 8 9 10 11