Творчество

Страница 5

Даже в Средние века, не говоря уж о более давних временах, творчество рассматривалось как нечто чуждое человеческой природе. По словам Фомы Аквинского, только Бог выступает как творец, человеку же пристало заниматься лишь копированием и подражанием. Тот, кто дерзает быть творцом, является либо орудием Бога, либо безумцем, посягнувшим в непомерной гордыне на то, что может делать лишь Бог.

Поворот в отношении к творчеству начался с эпохи Возрождения. Постепенно оно приобретает статус социальной ценности - вплоть до того, что в нем начинают видеть высшую цель человеческого бытия, а в способности к нему - высшее достоинство человека. Творческая личность получает в общественном мнении право на гордость и независимость.

Данте в XIV в. приходилось унижаться перед папскими слугами; а двумя столетиями позже Микеланджело мог разговаривать с римским папой, не снимая войлочной шляпы, и недовольно сетовать: "Папа мне докучает и меня сердит".

Происходящие в условиях индустриального общества процессы (в особенности ускорение темпов технического прогресса, повышение уровня жизни, рост образованности населения) резко увеличивают потребность общества в творческом труде. В современную эпоху развитие творческой активности людей во всех областях деятельности становится одной из важных социальных задач. И чем больше общество заинтересовано в прогрессе, тем больше почитается и поощряется в нем творчество.

Творчество по самому своему существу есть свободная

деятельность. Где нет свободы творчества, там неизбежно угасание творческой активности. Творческий труд не терпит принуждения и не нуждается в понукании. Для творчества одаренной личности характерны самоотдача и преданность своему делу, внутреннее стремление к совершенству в нем. Поэтому предоставление ей свободы действий делает ее труд наиболее эффективным.

Страницы: 1 2 3 4 5