Творчество

Страница 3

Является ли творческой, например, деятельность ребенка, сочинившего стихи, которые он завтра забудет? Или деятельность художника, потратившего много времени на картину, которую он счел неудачной и, никому не показав, уничтожил? Если вы считаете подобную деятельность творческой, то вы исходите при этом из такого понимания творчества, в котором социальная значимость исключается из числа его обязательных признаков (а под новизной понимается субъективная новизна).

Творчество есть деятельность, приводящая к качественно новым результатам.

Отвлекаясь от объективной социальной оценки результатов творчества, это определение выдвигает на первый план его субъективную сторону. Творчество рассматривается как поиск субъектом решения какой-то новой для него задачи. В стремлении к новому, загадочному, неизвестному раскрываются заложенные в человеке потенции, реализуются и развиваются его способности. Творчество выступает при этом как процесс самовыражения и саморазвития человеческой личности - независимо от того, насколько значителен вклад, вносимый ее деятельностью в культуру. Такое определение творчества называют субъективным.

Если считать, что творчество обязательно связано с созданием позитивных

социальных ценностей, то возникает еще одно его определение.

Творчество есть деятельность, приводящая к качественно новым и имеющим позитивную социальную значимость результатам.

Это определение можно назвать ценностным.

Оно предполагает, что деятельность, имеющая негативные последствия для общества (преступная, аморальная, реакционная), не является творчеством, даже если она переживается субъектом как творческая и ведет к существенным новшествам (например, изобретение новых орудий преступления).

В указанных определениях раскрываются различные оттенки смысла, в котором употребляется слово "творчество". Но субъективное определение позволяет считать творческой любую продуктивную деятельность, связанную даже с самой минимальной субъективной новизной, любой акт самовыражения личности, сколь бы малозначимым для общества он ни был. Творчество в этом смысле оказывается обыденным и не особенно трудным делом. А при ценностном определении решение вопроса о творческом или нетворческом характере какой-либо деятельности попадает в зависимость от субъективных предпочтений того, кто решает этот вопрос, - например, от его политических, идеологических, религиозных убеждений. Представлению о творчестве как высшей форме продуктивной деятельности, которая имеет общезначимый, а не узко личный смысл и требует большого труда и таланта, в наибольшей мере соответствует объективное определение

творчества.

Процесс творчества отличается большим своеобразием. Он складывается из нескольких этапов:

постановка творческой задачи;

поиск решения;

рождение идеи, которая дает ключ к решению задачи;

разработка концепции (плана, проекта, сценария), ведущей к искомому конечному результату;

материализация результата - воплощение его в форму, доступную для восприятия другими людьми (текст, чертеж, изделие и т.д.).

Страницы: 1 2 3 4 5