Творчество

Страница 4

Творчество часто связано с особым психологическим феноменом - состоянием вдохновения, творческого экстаза, в котором субъект ощущает огромный прилив сил и проявляет удивительную активность и работоспособность. В творческом процессе большую роль играют неосознаваемые или плохо осознаваемые впечатления, импульсы, ассоциации, совершаемая бессознательно мыслительная работа. Второй этап творческого процесса (поиск решения) иногда сопровождается явлением инкубации: человек отвлекается от творческой задачи, но в подсознании его продолжается поиск ее решения, подспудно вынашивается и созревает идея, ведущая к нему. На следующем этапе итоги такого неосознанного движения мысли в результате внезапного, неожиданного интуитивного озарения ("инсайта", "ага-переживания") вдруг всплывают в сознании. И тогда субъекту представляется, что интуиция непонятным образом как бы подсказывает ему искомый результат.

На том, что творческий процесс в существенной своей части не контролируется сознанием, основаны различного рода мистические и иррационалистические концепции творчества. В них оно объясняется или вмешательством высших, сверхъестественных сил, которые отключают разум от участия в творческом процессе и диктуют творцу готовые решения, или действием животных инстинктов, не поддающихся рациональному анализу. Творческая деятельность действительно содержит в себе немало загадочного. Однако, во-первых, в бессознательно протекающих процессах есть свои закономерности, которые постепенно раскрываются наукой, а во-вторых, не следует преувеличивать роль подсознания в творчестве. Как она ни значительна, но творчество - это царство разума. И если творец не всегда осознает путь, по которому он пришел к результату, то из этого не надо делать вывод, что сознание его не участвовало в творческом процессе. Неосознанные мыслительные процессы - это своего рода "мыслящая машина", у входа и выхода которой стоит сознание. В сознании субъекта определяются цели творческого процесса, подготавливаются условия для бессознательных движений мысли, оцениваются, проверяются, формулируются и осмысливаются результаты творчества. Без работы разума, без участия сознания никакое творчество невозможно.

Способность к творчеству не дана человеку природой. Она появляется и развивается у людей вместе с появлением и развитием культуры. Культура - это почва, на которой растет творческая деятельность. И в то же время вся культура - продукт творчества.

Однако в разные периоды истории отношение общества к творчеству было различным. В древних культурах творческие новации нередко встречались с большой настороженностью и опаской. Считалось необходимым во всем следовать "заветам дедов и отцов". От поколения к поколению передавались в почти неизменном виде одни и те же правила и стандарты деятельности. Общественный прогресс в таких условиях был медленным.

Конечно, и в обществах, где господствовало неукоснительное соблюдение традиций, люди не ограничивались лишь воспроизведением и копированием того, что унаследовано от предков. Но новое накапливалось в народном творчестве по крупицам. Так, произведения фольклора приобретали художественное совершенство в результате усилий множества рассказчиков, певцов, музыкантов. Каждый вносил в них, может быть, лишь очень небольшие изменения, но народная память в течение веков сохраняла из таких изменений самые лучшие. Народ творил художественные ценности, проделывая за столетия работу, которая у гениальной личности занимает какой-то краткий "звездный миг".

Страницы: 1 2 3 4 5