Структура познавательного процесса
(обладающим объективным бытием). Ибо если нечто не проявляет никаких объективных признаков своего бытия, то оно никак не воздействует на мир и на наблюдателя, а потому является для последнего принципиально не обнаружимым.
А то, существование чего никак невозможно обнаружить, следует считать несуществующим (или существующим только в воображении). Иначе можно было бы утверждать объективное существование чего угодно (например, тогда можно было бы заявить, что рядом с вами сейчас сидит девятиглавый дракон, но вы об этом не знаете просто потому, что его присутствие принципиально нельзя установить).
Итак, можно сформулировать принцип: существование, ни в чем не проявляющееся, равносильно не существованию. Поэтому такой объект, который никак не проявляет своего существования, мы вправе считать несуществующим.
Приведенный принцип можно выразить также в такой формулировке: то, что недоступно познанию, не может быть признано существующим, т. е. ничего принципиально непознаваемого в мире нет.
Иными словами, у нас нет никаких оснований думать, что в окружающем нас материальном мире существуют принципиально непознаваемые объекты.