Структура познавательного процесса
и другие знаковые системы, с помощью которых выражается и сохраняется информация. Он пользуется выработанными обществом средствами познания
— приборами и инструментами, приемами и методами. Следовательно, человеческое познание — это социально-исторический процесс, в котором люди действуют сообща, передавая друг другу накопленный ими опыт и
накапливая его в социальной памяти. А потому и не бывает так, чтобы познание чего-либо начиналось при полном отсутствии предварительных представлений о том, что и как следует познавать.
У субъекта всегда есть предпосылочное знание,
на которое он опирается. К наиболее общим формам этого знания относятся здравый смысл, мировоззренческие установки, культурные нормы, ценностные ориентации и др. Предпосылочное знание в значительной части является знанием неявным,
неосознаваемым и словесно неоформленным (невербализованным).
Для того чтобы субъект мог взаимодействовать с объектом, нужны определенные материальные условия.
Например, чтобы изучать жизнь глубоководных животных, надо иметь специальный аппарат (батискаф), в котором можно опуститься на морское дно, и вооружиться целой системой наблюдательных и иных приборов.
Совокупность материальных условий, в которых осуществляется познание, составляет базис познания.
В самом общем случае базисом познания является макроскопический, земной мир. К нему принадлежит и сам человек, что существенно сказывается на всех человеческих знаниях.
К размышлению.
Если бы люди были существами, живущими на атоме золота внутри золотой монеты, то они бы, наверное, долгое время думали, что весь мир вылит из золота; а если бы они были лейкоцитами, плавающими в крови, то весь мир казался бы им кровавым. Живя в микромире, человек, вероятно, мог бы с большей легкостью изучать элементарные частицы, но зато познание космических явлений явилось бы для него гораздо более трудной задачей, чем для нас.
Знания человека как земного существа геоцентричны. Мы лишь в результате долгого развития науки постепенно преодолеваем влияние геоцентризма на всю картину природы, которая рисуется нами с нашей земной точки зрения. Коперник освободил нас от естественно-научного, астрономического геоцентризма. Но мы и поныне в повседневной жизни исходим из того, что Солнце и звезды вращаются вокруг Земли. В современную эпоху базис человеческого познания расширился — в связи с выходом человека в космос, созданием аппаратуры, позволяющей познавать микромир, и т. д. Однако базис познания, как бы он ни увеличивался, всегда остается ограниченным, и его воздействие на наши знания никогда не может быть сброшено со счетов.
Основой познания является общественно-историческая практика.
Познавательная деятельность рождается в ходе практической деятельности людей, она возникает как средство достижения целей, которые человек ставит перед собою в трудовом процессе. Превращение познания в самостоятельную сферу человеческой деятельности есть не что иное, как «оборачивание» средства в цель. Сначала познание непосредственно вплетено в практическое действие; лишь затем оно выделяется в особую познавательную деятельность. Но и после этого познание постоянно опирается на практику. Потребности практики являются движущей силой познания, стимулом, побуждающим людей к нему. Развитие практики определяет пути и возможности развития человеческих знаний. В практической деятельности создаются условия и средства познания. Практика выступает, наконец, как способ проверки и обоснования знаний, как критерий истины.
Материальные объекты становятся доступными для человеческого познания, когда базис познания обеспечивает возможность практического взаимодействия с ними. Но принципиально недоступных для познания материальных объектов не существует, так как все они принадлежат к тому же самому материальному миру, что и человек с его постоянно расширяющимся базисом познания.
Предположение, что существует какой-то материальный объект, который принципиально не может вступить в контакт с базисом человеческого познания, по сути дела означает, что такой объект никак не проявляет своего присутствия в мире. Но то, что не имеет никаких объективных проявлений, нельзя считать существующим