Структура познавательного процесса

Страница 1

Процесс познания — не просто некая последовательность познавательных актов, совершаемых субъектом (индивидом) при столкновениях с какими-то случайно попавшими в его поле зрения объектами. Конечно, любой индивид в течение своей жизни осуществляет множество познавательных актов, в результате чего у него накапливаются сведения о разных вещах. Но если бы человеческое познание шло только таким образом, человечество продвинулось бы в познании природы немногим дальше своих четвероногих предков. На самом деле, однако, люди сознательно и целенаправленно планируют свои познавательные усилия. Их познавательная деятельность организуется и протекает в исторически сложившихся социальных формах, из которых особую важность имеет наука. В результате человеческое познание выступает не просто как индивидуальное дело отдельных личностей, а как социально обусловленная система познавательной деятельности, обладающая сложной структурой.

Важнейшее место в структуре познавательного процесса, разумеется, принадлежит субъекту познания — человеку. Но субъект — не «гносеологический Робинзон». Он всегда выступает как член общества, т. е. не просто как природное, но как социальное существо. Следует учесть, что речь может идти не только об индивидуальном,

но и о коллективном

субъекте познания. Коллективный субъект — это, например, научно-исследовательская лаборатория, работники которой совместно решают какую-то задачу. В более общем смысле коллективным субъектом является общество в целом,

поскольку оно, в конечном счете, накапливает и хранит знания, добытые разными людьми. Для общества как субъекта познания объектом познания выступает значительно более обширная область действительности, чем для отдельных индивидуальных или коллективных субъектов; познавательный процесс приобретает в ходе истории все более и более научно-теоретический характер.

Объект познания, как уже отмечалось выше, может быть и материальным и идеальным. Но в любом случае он составляет лишь ограниченную часть реальности и должен быть как-то выделен из нее, чтобы можно было направить на него познавательные усилия.

Объекты познания не даны человеку в готовом виде, как полагают наивные реалисты. Человек — особенно в сложных познавательных ситуациях — активно участвует в их формировании. Ведь объект познания должен быть выделен

из действительности, а это предполагает, что человеку нужно различить в ней отдельные части и стороны, провести мысленные границы между ними и тем самым расчленить действительность на отдельные фрагменты (этот процесс называют конструктивизацией

действительности). Всякий объект познания есть такой фрагмент, обособленный от окружающей среды и ограниченный более или менее условными границами. Можно сказать, что объект всегда в какой-то мере зависит от субъекта хотя бы потому, что он, субъект, определяет его и делает объектом познания.

Сформированный на основе конструктивизации действительности объект обычно изучается не сразу во всех его связях и отношениях—в нем также выделяются лишь некоторые его свойства и аспекты, которые и становятся предметами исследования.

Один и тот же объект может исследоваться с разных сторон, и каждая из них выступает в качестве особого предмета исследования.

Например, человек как объект познания изучается многими науками, и каждая выделяет в нем свой предмет исследования: анатомия — строение организма, его органы и ткани, физиология — функции органов тела и процессы жизнедеятельности, психология — психическую деятельность, социология — поведение как члена общества, формы общественной жизни и т. д.

Процесс познания никогда не начинается «с нуля». Ведь люди с момента своего рождения включены в социальную среду, в культуру, которая формирует их сознание. Вся их познавательная деятельность протекает в формах, заданных культурой. Усваивая культуру, человек тем самым приобретает знания,

добытые другими людьми, и использует их как основу для своей самостоятельной познавательной деятельности. Из культуры он получает язык

Страницы: 1 2 3