Русская философия ХХ века. В.Ф. Эрн

Страница 3

Согласно Эрну, Логос – это фундаментальный принцип всей человеческой культуры. Философия логизма зовет “от схоластики и отвлеченности вернуться к жизни и, не насилуя жизни схемами, наоборот, внимая ей, стать вдохновенной и чуткой истолковательницей ее божественного смысла, ее скрытой радости, ее глубоких задач”. Логос, или разум, внутренне связан с живой, конкретной действительностью. “Логос есть коренное и глубочайшее единство постигающего и постигаемого, единство познающего и того объективного смысла, который познается”.

В чем же состоит содержание этого начала? Эрн определяет его следующим образом: “Сущность Логоса метафизична. Это не субъективно-человеческий принцип, а объективно-божественный. < .> В Нем сотворено все существующее и потому нет ничего, что не было бы внутренно, тайно себе, проникнуто Им”. Логос, таким образом, есть принцип, внутренне присущий вещам, и всякая вещь таит в себе скрытое, сокровенное Слово. И в то же время Логос извечно существует в себе. “Существо Логоса состоит в его божественности”.

Логос имеет три аспекта, выраженные в трех сферах культуры. Это – Логос космический, Логос Божественный и Логос дискурсивно-логический.

Логос космический – это то, что открывается в естественных религиях, в искусстве, в творчестве. Логос космический включает в себя и сотворение мира, которое до сих пор продолжается через любое поэтическое слово, через любое истинное искусство. Основа истинного творчества всегда находится в Слове, т.е. в Логосе. Это Слово, которое выражает себя не только в звуке, но и в цвете, в линиях, в ритме. Оно проявляется в творении нравственной красоты человеческой души через обращение ко всему Божественному. Цель космического Логоса − раскрыть мир как “единый и прекрасный”.

Логос Божественный, или небесный. О нем Эрн пишет следующим образом: “Логос небесный открывается в христианской религии, в неиссякающем подвиге титанического существенного просветления воли (напр., безмерное по величию явление в русской истории – св.Серафим Саровский)”. Христианская религия всегда была религией Слова. Она преодолевает с помощью просветленной, укрепленной верой воли те искушения, которые несет с собой свобода, дарованная человеку Богом, без которой невозможно подлинное творчество. Таким образом, Божественный Логос подготавливает и укрепляет волю для реализации морального блага.

Логос дискурсивно-логический открывается в философии. Эрн считает невозможным отделять философию от Логоса, так как Логос есть мышление, а значит философия и диалектика. Все законы мышления – это лишь Божественное орудие мысли. Отсюда задача философии, ее жизнь – “в непрерывных творческих попытках охватить целое мира в единстве теоретической мысли”.

Логосу противостоит другой принцип – Ratio, исповедуемый в основном западным обществом, который исподволь уничтожает культуру, заменяя ее цивилизацией. Логос и Рацио представляют собой не просто спор двух философских течений: логизма и рационализма, и даже не антагонизм Востока и Запада, но великое противостояние добра и зла, Христа и сатаны, которое происходит не между странами, не между отдельными философами, а в душах людей, в сердце каждого человека.

Итак, борьба за Логос выражается Эрном в противопоставлении его Рацио, или рационализму, под которым он понимает философию, исследующую формальный рассудок, оторванный от многообразия жизни. “Рационализм берет разум в среднем разрезе, отсекая низы и верхи”, в отличие от логизма, который берет разум в целом . Логос и Рацио – две взаимоисключающие противоположности. Если рационализм считает личность за иррациональное, так как для него весь мир есть не что иное, как совокупность вещей, то логизм, наоборот, персоналистичен и воспринимает весь мир в категории личности.

Рационализм предполагает “ .мировоззрение абсолютно статическое. Ему некуда двигаться. В своем чистом виде он непременно вне-человечен, вне-жизненен. Отсюда роковые пределы и грани. Тот, кто стоит, всегда ограничен какими-нибудь горизонтами.

Напротив, логизм динамичен. Он требует творчества, непрерывного волевого усилия, непрерывного возрастания. Отсюда беспредельность познания и живая подвижность все углубляющихся перспектив”. Поэтому если Логос своим творчеством оживляет и развивает культуру, то под воздействием рационализма истинная культура гибнет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7