Русская философия ХХ века. В.Ф. Эрн

Страница 2

По мнению В.Ф. Эрна и В.П. Свенцицкого, государство должно быть заменено настоящей христианской общественностью, прототипом которой является коммунизм общин первых христиан. Частная собственность устранялась, православие должно обрести свой первоначальный дух. Именно Россия должна стать местом осуществления вселенской истины богочеловечества, о котором учил В.С.Соловьев. “Богочеловеческий процесс” может быть реализован лишь подлинной христианской общиной, которая возможна только в России.

В рамках деятельности “Христианского братства борьбы” Эрн публикует в журнале “Вопросы жизни” статью “Христианское отношение к собственности”, что приводит его к сближению с С. Булгаковым, который также работает над проблематикой христианского социализма.

В 1906 году Эрн принимает участие в основании Московского религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева. Это общество ставило перед собой задачу вернуть метафизику к ее религиозным истокам и обновить православное христианство, исходя из принципа соборности. Общество пользуется огромным успехом. Его собрания, по словам самого Эрна, посещают сенаторы, толстовцы, священники, курсистки, студенты, рабочие и представители крайних партий. Только за первый год существования общее количество его членов увеличилось с 40 до 300 человек, а на публичных лекциях присутствовало от 250 до 600 человек.

В 1907 г. философ принимает участие в создании Вольного богословского университета при религиозно-философском обществе памяти Вл. Соловьева. В 1910 году входит в состав редакции издательства “Путь”, основанного М.К. Морозовой и отличавшегося славянофильской направленностью. А в 1916 г. Эрн избирается членом Московского Психологического общества.

Все эти факты жизни Эрна говорят о его большой социальной активности. Он близок со многими философами, составившими цвет русской философской мысли: О.П. Флоренским, О.С. Булгаковым, Н.А. Бердяевым, Е.Н. Трубецким, В.И. Ивановым и другими. Несомненно, В.Ф. Эрн был великолепным русским философом. Но ранняя смерть не позволила ему раскрыть свой талант во всей его мощи. Н.О.Л осский в “Истории русской философии” пишет, что Эрн умер от туберкулеза, а французская исследовательница русской философии профессор Ю. Шеррер считает, что от нефрита.

Произведения В.Ф. Эрна сегодня известны не так широко, как труды его именитых друзей и соратников, хотя надо признать, что в тех его работах, которые мы сегодня можем читать, перед нами предстает фигура настоящего интеллектуала, образованнейшего человека с проницательным умом. Его перу принадлежат исследования жизни и учения Г.С. Сковороды, теории познания Вл. Соловьева, религиозных взглядов Льва Толстого.

В.Ф. Эрн – большой почитатель Платона. Его мечта – провести глубокое и обширное исследование идей этого великого древнегреческого философа. К сожалению, он ее так и не осуществил. Смерть помешала завершить работу “Верховное постижение Платона. Введение в изучение платоновых творений”. Надо отметить, что работы Эрна быстро вошли в научный оборот Западной Европы, поскольку он мог писать по-немецки.

Чтобы взгляды Эрна были понятнее, следует обратить внимание на то, что он сам себя называет мистиком. Основную причину всего происходящего в мире он видит в Божественном Провидении, в том числе и история человечества “в существе есть раскрывающаяся воля Божия”. Истина, на его взгляд, открывается человеку только в мистическом озарении. В каком-то смысле его можно назвать пророком. Так, например, задолго до пришествия революционного хаоса он почувствовал опасность марксистских идей и вообще идей социалистов, увидев в них выражение противного ему западного, а особенно немецкого рационализма.

Важнейшим направлением его философской деятельности является борьба за Логос, в наивысшей степени выраженная в опубликованном им в 1911 году сборнике статей, который так и называется – “Борьба за Логос”. Речь идет о противостоянии рационализму философии Запада и утверждении философии восточнохристианского “логизма”. По большому счету, жизнь и творчество для Эрна – это его личный Армагеддон, великая битва с силами зла, с дьяволом и его философией, которая увлекает людей в бездну греха и небытия. Эрн – рыцарь Христа, в борьбе за Логос видящий свое предназначение и смысл жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7