Русская философия ХХ века. В.Ф. Эрн

Страница 1

Общими тенденциями европейской философии ХХ в. можно назвать поворот к человеческим проблемам (антропологизм) и преодоление в связи с этим почти исключительного внимания к вопросам теории познания (гносеологизма) классической философии, обращение к иррациональным, неосознанным, спонтанным, интуитивным формам постижения реальности. Все эти особенности философии ХХ века нашли свое выражение в творчестве русских философов послеоктябрьского зарубежья.

Русская философская мысль ХХ века представлена различными направлениями и ориентациями, среди которых можно назвать интуитивизм Н.О. Лосского и С.Л. Франка, экзистенциализм В.В. Розанова, Л. Шестова, Н.А. Бердяева, развитие феноменологического направления Г. Шпетом, попытку построения особого символического видения мира П.А. Флоренским.

Важной чертой, в известной степени объединяющей русских философов ХХ века, было стремление осмыслить новый социальный и личностный опыт своего столетия, – опыт, включающий внезапную с точки зрения ожиданий прошлого века вспышку зла и насилия в виде двух мировых войн и попыток насильственного внедрения утопических идей.

И не только духовная ситуация века наложила отпечаток на мысль русских философов. Не в меньшей степени здесь проявился русский менталитет мыслителей. Не по своей воле многие из них вынуждены были покинуть Родину в 1922 году. Но и за рубежом они выступали как представители русской культуры, внося существенный вклад в общеевропейский философский процесс. Отдаленность от России не помешала им сохранить живую преемственность русской культуры, что следует подчеркнуть, ибо именно применительно к русской философии важно рассматривать развитие философии не только как сугубо познавательный, но и как культурно-исторический процесс.

Из персоналий русской философии ХХ века мы выбрали для более или менее развернутого изложения учения В.Ф. Эрна, А.Н. Скрябина, В.В. Розанова, Л. Шестова, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, Н.О. Лосского, Г.П. Федотова.

Владимир Францевич Эрн (1882-1917). Родился в Тифлисе. Его отец, Франц Карлович, лютеранин по вероисповеданию, наполовину швед, наполовину немец. Мать – Ольга Павловна Райская, православная, наполовину русская, наполовину полька.

Владимир Эрн учился во 2-ой Тифлисской гимназии в одном классе с Павлом Флоренским, ставшим в юности его ближайшими другом и единомышленником. В седьмом классе гимназии он вместе со своими друзьями организовал литературно-философский кружок. Класс, в котором учился Эрн, “считался “выдающимся”, – пишет в своих воспоминаниях П.Флоренский. – Из него вышло довольно много деятелей… Если не ошибаюсь, в классе было получено при окончании курса семь золотых медалей и вдвое больше серебряных”.

В 1900 году В.Ф.Эрн поступает в Московский университет, где изучает философию. По его собственному признанию, наибольшее влияние в студенческие годы на него оказали такие замечательные русские философы, как С.Н. Трубецкой и Л.М. Лопатин.

Во время учебы складывается его мировоззрение, которое основывается, с одной стороны, на глубокой религиозной христианской традиции, а с другой, на серьезном увлечении философией Платона. Эрну близки некоторые идеи славянофилов, Достоевского и Вл. Соловьева. Несомненно воздействие на Эрна основателя русского космизма Николая Федорова. На это указывает М. Хагемайстер в своей работе “Николай Федоров: очерки жизни, творчества и духовное воздействие” (Munchen: Sagner, 1989).

После окончания университета в 1904 году В.Ф. Эрна приглашают работать на кафедру всеобщей истории. В 1914 году он заканчивает свою магистерскую, а в 1916 году – докторскую диссертации по философии. Он становится доцентом, а затем профессором Московского университета.

Известный богослов А.В. Карташов в своих мемуарах так описывает личность В.Ф. Эрна: “Высокий, с бледным безбородым, никогда не улыбающимся лицом, в обычном для того времени черном сюртуке, он казался протестантским пастором какой-то морализирующей секты, являя собою пример протестантского пафоса в православии”.

В 1905 году Эрн вместе со своим другом В.П. Свенцицким создает кружок “Союз христианской борьбы” (в мемуарах А.В. Карташева этот кружок назван “Христианским братством борьбы”). Этот подпольный кружок возник как отклик на революционные события 9 января 1905 года. Задачей “Союза” было преобразовать общественный строй России “в духе идей В.С. Соловьева о “религиозной общественности”. Реформы должны были включить в себя обновление церковной жизни и создание христианского социализма, основанного на принципах русского православия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6