Основное содержание диссертации

Страница 6

Иначе говоря, искусство в своих формах и предложенных образах, в том числе и художественного образа человека, рождает эмбрион новой, обращенной в будущее культуры. Но поскольку эта культура оказывается непривычной, незнакомой, вызывающей сопротивление, художник по-прежнему остается изгоем и маргиналом. Ведь в массе своей общество консервативно и не готово к тем формам, что рождаются в недрах искусства. Однако проходит время, и общество созревает для адекватной оценки гения и его творчества. Так или иначе, архетипом художника оказывается образ изгоя, чужака, чужестранца со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Современный художественный образ человека – это образ любителя, в какой-то мере равнозначный социальному образу фланёра, то есть сугубо индивидуальной личности, но без четкой идентичности. А художественный образ самого современного общества – это образ современных представителей виртуальной культуры – «людей воздуха», в сознании и бытии которых нет ни «объективного», ни «воображаемого» - существует лишь «виртуальность» как единая недифференцированная реальность, где сливаются все стороны жизни общества.

Сформулированная автором дилемма: что же сегодня мы имеем, образ для человека или же человека как основание образа, имиджа, - однозначно им же и решена: несмотря на видимое почитание имиджа в сознании представителей информационного общества, современный социальный и художественный образ человека имеет глубокий смысл и важное значение в бытии социума виртуальной культуры. Художественный образ человека в социокультурном пространстве информационного общества выступает способом, моделью проявления небывалой ранее свободы выражения индивидуальности человека и обретения новой идентичности в обществе, а также возможной проекцией будущего развития информационного общества. Возможности современного искусства способны угадать логику будущего развития общества, существующую до определенного времени лишь в художественных формах и образах.

Третий параграф «Современный образ человека информационного общества как проекция будущего»

представлен как попытка прогноза будущего информационного общества на основе известных особенностей образа человека современного социокультурного пространства.

Вступление человечества в XXI век стимулировало настойчивые попытки людей заглянуть в будущее. Конечно, невозможно предвидеть все предстоящие повороты в истории общества, хотя возможно вовремя увидеть новые тенденции развития, чтобы использовать все имеющиеся уже сегодня возможности для полноценного ответа новым вызовам информационной цивилизации. Одной из таких возможностей является образ самого человека информационного общества.

Понятно, что будущее всегда принципиально неопределимо, но без него не происходит ни одно социальное или личностное изменение, и то или иное понимание временных перспектив сопровождает человека всегда, явно или подспудно присутствуя в общественном и индивидуальном сознании. Образ будущего – это категория, в которой воплощается результат осмысления бытия, и только с помощью образов будущего возможно придание смысла всей социальной реальности.

Рассмотренные в диссертационном исследовании социальные и художественные образы человека информационного общества подтверждают предположение о том, что современный и, скорее всего, будущий человек техногенного, информационного общества наделен свободой выбора в проявлении индивидуальности и обретении идентичности любого уровня. Сейчас трудно конкретизировать в деталях пути и способы будущих изменений глубинных ценностей техногенного общества, но то, что эти изменения уже начались, можно зафиксировать в известных существующих образах самого человека. Их систематическое исследование выступает важнейшим проявлением способности науки не только устанавливать связи уже осуществившихся мировоззренческих изменений в прошлом, но и активно участвовать в поиске мировоззренческих ориентаций будущего.

Футурологи по разному оценивают перспективы развития человека как биологического вида, но в целом доминируют два подхода к освещению этой проблемы. Первый из них исходит из того, что радикальные перемены во внешней среде (изменение радиоактивного фона, состава воздуха и питания, усиление жесткого космического излучения в связи с ослаблением озонового слоя) приведут к усилению антропологического разнообразия на Земле, а затем станет формироваться новый облик человека, очередной вид Homo.

Второй же подход основывается на том, что человек не является завершающим звеном в эволюционной цепочке на нашей планете, что кризисные явления в развитии homo sapiens со временем приведут к гибели этого биологического вида.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7