Основное содержание диссертации

Страница 4

Современные мыслители, чьи концепции так или иначе связаны с проблемой сознания информационного общества, также являются представителями эпохи информационного общества, находящегося пока-что в процессе своего становления. Создаваемые сегодня человеком и обществом в целом образы и смыслы становятся содержанием новой реальности, которая, как оказывается, столь же объективна и не в меньшей мере определяет поведение людей, чем прежняя практика.

Предполагается, что особым отражением социокультурной реальности информационного общества может выступить образ человека как выражение единства объективного и субъективного, синтез социальных и культурных достижений информационного общества.

Во второй главе

«Образ человека информационного общества: социокультурная реальность и футурологические прогнозы»

,

состоящей из трех параграфов, рассматриваются социальный и художественный образы человека информационного общества, осуществляется попытка прогноза возможных реалий будущего посредством анализа специфических особенностей существующих типов образов современного человека социокультурного пространства информационного общества.

В первом параграфе «Образ как форма бытия (социальный образ человека информационного общества)»

обзорно представлена история формирования проблемы образа в философской науке. Отмечается, что проблема образа вообще и образа человека в истории философской мысли имеет непреходящее значение, не теряет она своей актуальности и в современном социуме.

Так как понятие «образ» в исследовании является одним из ведущих приведен ряд значений, которые его характеризуют. В самом общем смысле, под образом понимается единство субъективного и объективного, рационального и эмоционального. Образ определен как субъективное представление действительности и ее элементов, включая самого субъекта, общество, пространство и время.

Практически во всех определениях понятия «образ» присутствует идеальная составляющая, которая, тем не менее, делает узнаваемой конкретное содержание отражаемого объекта. Поэтому вся когорта живущих людей в ту или иную эпоху составляет некий достаточно целостный идеальный образ человека. В нем запечатлены основные черты личности, которые присущи им всем и каждому человеку в отдельности, ведь с каждой из них связана история, произведения искусства, мнение людей и т.д. Именно это является важным в процессе формирования собирательного образа человека, особенно если учитывать коллективное восприятие, поскольку субъектом, фиксирующим такой образ, является само социокультурное пространство.

Современный образ человека является отражением специфических черт общественного сознания информационной, постиндустриальной эпохи. Наиболее адекватной для понимания образа человека в условиях информационного общества является метафора фланёра. Пространство, в котором существует фланёр, – это город. Увиденное в городской среде или через призму городской среды определяется не как цель, а как игра. Фланёр – это человек толпы. Так фланёр протестует против разделения труда, превращающего человека в специалиста, убивая в нем личность, так он протестует против предприимчивости.

Метафора фланёра помогает выйти из тупика определений при осмыслении социальных процессов в условиях электронной культуры. Фланёр создает для себя систему координат, которая всегда неизменна, и главное место среди них он отводит именно средствам коммуникации, позволяющим ему не ослаблять внимание, фиксируя уникальность окружающего. У фланёра нет собственной биографии, то есть одной биографии. У него их много, как городов и мест, которые он посетил. Он движется по лабиринту, а не по одному пути.

Метафора туриста появилась в контексте концепций индустриальной эпохи. Человек-турист – это, безусловно, социальное существо. Он не может изменить прошлое, которое предопределило его будущее, и потому должен смириться с настоящим. Он точно следует предначертанному маршруту, отмечаясь в определенных точках: детство, юность, зрелость, старость. И самой главной, исторической целью человека в образе туриста является прогресс, эволюционное или революционное движение к всеобщему процветанию и благополучию.

Несколько другой образ человека современности представляет собой «бродяга» – человек «без определенного места жительства». Более высокое положение в современном обществе, занимает «турист» - достаточно обеспеченный человек, который сознательно и систематически ищет приключений, новых переживаний, хочет погружения в незнакомую, экзотическую атмосферу. Как правило, большую часть своего времени он должен работать, но душой он принадлежит миру туристических грез.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7