Основное содержание диссертации

Страница 1

Во введении

диссертационной работы обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень научной разработанности, определяется предмет, цели и задачи диссертации, ее новизна, формулируются положения, выносимые на защиту, отмечается теоретическая и практическая значимость работы, ее структура и апробация.

В первой главе

«Информационное общество как научная и социокультурная проблема»

,

состоящей из трех параграфов, рассматривается феномен информационного общества как научная проблема, анализируется социокультурное пространство информационного общества и его влияние на изменение сознания общества и человека.

В первом параграфе

«Проблема «информационное общество» в системе социогуманитарного знания»

информационное общество представлено как предмет особой рефлексии специалистов различных отраслей знания.

Проанализированы основные подходы и учения по проблеме информационного общества, выяснена сущность и определены отличительные черты данного типа общества, обозначена смысловая нагрузка самой категории «информационное общество».

Концепция информационного общества возникла в рамках концепции постиндустриального общества. Информационное общество – следующая ступень в историческом развитии человечества в цепи «аграрное - индустриальное – постиндустриальное». Это ступень развития человечества, на которой доминирующим объектом производства и потребления становятся информационные продукты и услуги. Это не означает, что традиционные предметы потребления, производимые промышленностью и сельским хозяйством, теряют для человека свою актуальность, в процессе производства и в объеме потребляемых товаров и услуг доля информационноемких операций и продуктов преобладает.

На сегодняшний момент не существует общепринятого критерия оценки полномасштабного информационного общества, однако известны попытки его сформулировать. В таком обществе человек, любая организация в любое время могут получить доступ к информационным ресурсам, необходимым для профессиональной деятельности или в личных целях; доступны современные информационные технологии и средства связи; создана развитая информационная инфраструктура, позволяющая постоянно пополнять и обновлять информационные ресурсы в количествах, необходимых для решения задач социального, экономического и научно-технического развития.

Уникальность феномена информационного общества состоит в том, что информационное общество не имеет пока что общемирового масштаба, категориальный статус понятия «информационное общество» находится в процессе становления, так как сформулировать универсальное определение этого понятия сложно, но само информационное общество – это реальность сегодняшнего, и тем более, будущего дня.

Информационное общество отличается от остальных обществ тем, что информация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производством, растут более быстрыми темпами, становятся доминирующими факторами развития общества. Информация превращается в основной стратегический ресурс и главный источник общественного богатства.

В системе современного социогуманитарного знания нет единой, общезначимой и общепринятой концепции информационного общества. В настоящее время существует множество различных концепций, в которых осмысливается новая социальная реальность. На основе анализа зарубежных и отечественных концепций информационного общества отмечается, что глобальное информационное общество формируется локально, в разных странах этот процесс идет с различной интенсивностью и особенностями, о чем свидетельствует и история появления самих теорий информационного общества.

Предлагается и обосновывается авторское понимание проблемы «информационное общество», которое заключается в том, что информационное общество – это общество, в котором знания и информация не только средство, но и цель, и главное, ценность этого социума. Особое ценностное отношение к информации и знанию, умение их создавать, хранить и передавать, а также доступность этих ценностей – основная отличительная черта информационного общества. Исследовать проблему и оперировать понятием «информационное общество» возможно лишь с учетом социокультурных особенностей общества этого типа.

Второй параграф «Сущность и характерные черты социокультурного пространства информационного общества»

посвящен анализу социокультурного пространства информационного общества и выявлению его характерных особенностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6