Философская общественно-политическая мысль в Украине в 16 - 19 вв.

Страница 4

Выдающимся философом, современником Г. Сковороди был Я.П. Козельский (около 1728 - 1794). Свой основной труд - "Философские предложения" Я.П. Козельский создал в 1768 г. Он продолжал философию, влияние которой испытал М.В. Ломоносов, обучаясь в Киево-Могилянский академии в 1734 р. Козельский был противником схоластики, теологии, выступал с критикой вольфианской метафизики. В теории познания Я. Козельський выходил с сенсуалистичной позиции. Философию рассматривал как особенную отрасль науки, которая охватывает "одни только генеральные познания о вещах и делах человечества", как определяющую роль социальной среды в формировании морали человека. Он указывал, что просветительство и моральное совершенствование народа могут быть только результатом (а не предпосылкой, как считали выдающиеся представители французской философии XVIII ст.) освобождения народа от социального притеснения, "облегчение его трудностей".

Я. Козельський критиковал принципы христианской морали. Он был убежденным противником какого-нибудь самодержавия, содержания дармоедов, которые живут за счет "чужого пота", подавляя "общественно-полезных людей". Его идеалом было общество, в котором нет ни роскоши, ни бедности, а частная собственность ограничена личным трудом и заслугами перед соотечественниками; это общество основано на обязательном для всех общественном полезном труде, на взаимопомощи и уважении достоинства человека; труд в этом обществе - обязанность человека.

После Г. Сковороди впервые с новой силой зазвучала философия украинского духа в творчества Большого Украинца, Гения и Пророка Т.Г. Шевченко (1814-1861) [4].

Эта философия глубоко индивидуальна, личная и, вместе с тем, формировалась на национальной идее украинского народа, его ментальности. В этой философии - отображена искренней и беззащитной в открытости душа мыслителя, развитие воспроизведенного ума, интеллекта, которая прослеживает жизнь человеческую во всеобъемности: и в конкретной доле, и в исторической судьбе целых народов. Философия поэтому и является мудростью, что она способна творить мировоззренческое чудо: личный, внутренне-художественный мир Тараса Шевченко, переплавленный в литье философских обобщений, встал в таких образах, в которых сам народ узнавал свою душу, прочитал свою историю, заглянул в свое будущее.

Философия Т. Шевченко вырастает в первую очередь с конкретного отношения к любви, надежды и веры.

Именно с любви к Украине возникает шевченковская философия пробуждения человеческого достоинства, печали-сожаления изуродованной жизни, силы протеста и бунтарства. Любимый герой Шевченковских поэзий и картин - образ народный, повстанец-гайдамак, казак-запорожец, который выступает защитником родного края, носителем народной правды и чести. Гнев мыслителя направлен прежде всего против разных притеснителей, пришлых и доморощенных.

Философский подвиг Т. Шевченко, вся взрывная сила его творчества заключается в том, что он сумел среди мертвой тишины, которая безропотно молчала духотой страха, ненависти, подозрения, общей цепенелости, посеять надежду.

Шевченковское творчество пронизано верой в непобедимость народа, верой в то, что человек никогда не смирится с унижением, рабство никогда не признает нормой существования.

Философия Шевченко богата эмоциональным воодушевлением образов, широтой и деятельностью ассоциативного мышления. В ней сквозь человеческую боль, сквозь индивидуальное, неоднократно проступает общечеловеческое: библейская даль истории здесь мудрено перекликается с настоящим, опыт прошлого - с современной жизнью и стремлением народов мира. В этом понимании философия Т. Шевченко неисчерпаема.

Огромной ценности вклад в развитие украинской философии второй половины XIX - начала XX ст. сделали Г. П Драгоманов (1841-1895), И.Я. Франка (1856-1916) и Леся Украинка (1871-1913).

Оригинальность философии Леси Украинки заключается в первую очередь в воспевании лиризма украинской души и драмы ее реализации. Основываясь на Библии, философских идеях Г. Сковороди и Т. Шевченко, Леся Украинка строит философию поиска синтеза вечных проблем и современных вопросов. Писательница призывала украинскую общественность возбудиться от инертности, рисуя в поразительных образах ужасные картины поражения, которые являются следствием безразличия к голосу правды.

Страницы: 1 2 3 4