Философская общественно-политическая мысль в Украине в 16 - 19 вв.

Страница 3

Рассуждения относительно этой проблематики у Сковороды имеют религиозноно-философский характер, они неотрывно связанные к обращению к Библии и христианской традиции, а поэтому опираются на главные христианско-мировоззренческие категории: любовь, веру, счастье, смерть и др. Путем рассуждений о них философ ищет ответ на вопрос, кем является человек, какое содержание ее жизни, какие основные грани человеческой деятельности.

Не потеряв авторитета проповедника и учителя. Сковорода, стремясь научить как собственным примером, так и словом, призывал начать философское освоение мира из простого: познать веру и любовь во всей их полноте, потому что это и есть познание человека. Разделяя мир надвое - на истинное и тленное, отдавая преимущество Вечности, Богу, Сковорода по сути предлагает двойное соотношение духовного и телесного. Он считает, что буквальный аспект понимания веры и любви складывается в повседневной необходимости этих понятий. Человек без веры может подняться к наивысшим вершинам. Но прозрев, добыв веру, она оказывается перед осознанием их мизерности. Там, где кончаются границы ума, начинается вера.

Но есть еще и другой аспект проблемы, то, что называется подтекстовой философией Сковороды. Любовь и вера дает возможность человеку выйти за пределы своего тленного обычного "Я". Категории любви и веры несут в себе глубокое познавательное содержание, питают душу человека, наполняют ее творческой энергией, подталкивают ее на путь действительного счастья.

На почве объединения категориальных сущностей любви и веры в познании человеком самим себя складывается категория "счастья". Счастье содержится в нас самих, постигая себя, мы находим духовный мир, покой. Счастье легко достигается, если человек шел путем любви и веры. Его достижение зависит только от самого человека, ее сердца. Все люди созданы для счастья, но не все получают его, считает мыслитель. Те, кто удовлетворился богатством, почестями, властью и другими внешними атрибутами земного существования, делают огромную ошибку, утверждая, что они достигли счастья. Они получают не счастье, а его привидение, образ, который в конечном счете превращается в прах.

В рассуждениях о счастье Г. Сковороди есть еще и такой важный аспект. Человеческое счастье воплощается не только в духовных исканиях, не только в сердечной радости, но и в труде, в воплощении родства труда. Сковорода указывает, что способности дают человеку Бог, что царство Божье внутри человека. Прислушиваясь к этому внутреннему голосу, человек должен избрать себе занятие не только не вредное для общества, но и такое, которое приносит ей внутреннее удовольствие и душевный покой. Все занятия добрые лишь тогда, когда выполняются в соответствии с внутренней склонностью.

Процесс этой очистки определяется самопознанием и Богопознанием, единством этих процессов. Процесс самопознания, по мнению Сковороды, триступенчатый. Первая степень - это познание себя как самосущего, как самособственного бытия. Это своеобразная самоидентификация личности. Вторая степень - это познание себя как общественного существа. Третья степень - это познание себя как бытие, что созданное и протекает по образу и подобию Божию. Этот этап познания наиболее ответственный так как он предоставляет человеку понимание общего в соотношении со всем человеческим бытием.

Преодолев в себе рабское сознание, утверждает Сковорода, поднявшись над землей свои мысли, человек перевоплощается. Философ предусмотрел открытие человеком в себе глубинных внутренних духовных источников, которые дают возможность человеку стать чище, лучшей, переориентироваться из исключительно земного существования на духовное совершенствование и изменить свое собственную земную жизнь в соответствии с духовной.

Своим творчеством и жизнью Г. Сковорода продемонстрировал возможность осуществления глубинных превращений.

Философия Г.С. Сковороды является прекрасным примером существования философии, украинского духа как динамической, способной к развитию и постоянного совершенствования оригинальной системы взглядов, идеалов, веры, надежд, любви, чести, совести, достоинства и порядочности; она является своеобразным поиском и определением украинским народом своего места в общественно-историческом процессе, призывом к гуманизму и "сродной" человеческой природе действия.

Страницы: 1 2 3 4