Философская общественно-политическая мысль в Украине в 16 - 19 вв.

Страница 1

Возникновение философской мысли в Украине связанное в первую очередь с появлением такой исторической общности людей, как украинский народ. Ведь каждый народ демонстрирует свое право на жизнь не только способностью к выживанию, но и силой духа вообще.

В XIV-XVI ст. философию Украины оригинально представляли еретики. Философские идеи еретиков проявлялись в мировоззренческой оценке деятельности церковной иерархии, монахов. Еретики пропагандировали критическое отношение к некоторым православным догматам, церковных обрядов, развивали мысль о свободе воли, условием реализации которой они считали распространение образования.

Вопреки философским идеям еретиков использовалась схоластичная философия. Развитию схоластики противодействовали гуманистические идеи, которые начали распространяться в Украине в XVI ст. К ранним украинским гуманистов принадлежали Юрий Дрогобыч (1450-1494), Павел Русин (1470-?) из Кросна, Лукаш из Нового Города, Станислав Ориховский (1513-1566) и другие.

В конце XVI и в начале XVII ст. в Украине и Беларуси возникали и развивались религиозно-национальные организации православного населения города - братства. Братства были выразителями национального протеста украинского и белорусского народов против политики национального и религиозного угнетения украинцев и белорусов со стороны польско-шляхтетских правящих кругов и католической церкви.

Первое братство и его школа были созданы в Украине во Львове в 1586 г. В конце XVI и в начале XVII ст. братства возникали в Киеве, Луцке, Остроге, Вильно, Могилеве, Минске и многих других городах.

Самыми влиятельными в Украине были Львовское и Киевское братства, а созданные братствами школы вели широкую культурно просветительскую деятельность. Антицерковная, реформационная по своей сути направленность идеологии и общественно-политической деятельности братств - одна из самых характерных черт ранних периодов братского движения.

В пределах этой идеологии развивалось философское мнение братств. Выступая против наступления католицизма, теологическое учение которого на протяжении веков обосновывалось и совершенствовалось при помощи логики и философии в западноевропейских коллегиях и университетах, братья стремились преодолеть его тем идейным арсеналом, который имелся в православном богословии и в предыдущей украинской культурной традиции. Но для этой традиции еще не свойственное было выделение философии в отдельную форму общественного сознания.

Невзирая на то, что философия братских школ была ограниченной, своим развитием она побуждала к новым творческим поискам, которые и отразились в философии выдающихся деятелей Киево-Могилянской академии, которая возникла в 1632 году на базе братской школы Киевского богоявленского братства.

В Киево-Могилянской академии, основанной Петром Могилой (1597 - 1647) [1], впервые в Украине философию преподавали отдельно от теологии. Однако философские курсы, которые здесь читались, были значительной мерой схоластическими. Хоть это не было повторением схоластики Запада, а быстрее использованием на украинской почве западной философии в сочетании с современными достижениями прогрессивной научной мысли[2].

Выдающиеся профессора Киево-Могилянской академии понимали философию как систему дисциплин или всех наук, призванных найти истину, причины вещей, данных человеку Богом.

Истину они отождествляли с высшим бытием, так как с Богом, которого называли также творящей природой. Будучи убежденными в рациональности мира, профессора академии искали истину на пути исследования последствий Божьей деятельности созданной природы.

Профессор академии И. Гизель (1600-1683), в частности, описывает процес познание в соответствии с распространенной в схоластике теорией образов.

Вещи внешнего мира, действуя на органы чувств, посылают им, на его мысль, чувственные образы. Последние, попадая на какой-то из органов чувств, отбиваются на нем и становятся "засеченными образами".

Впоследствии некоторые профессора академии отрицали теорию образов. Да, Г. Кониский считал, что ощущения возникают в органах чувств в результате модификации анимальных духов, которая происходит или в результате безпосредственного действия объектов, или вызывается субстанциональными потоками. Эта концепция имела целью устранения лишних промежуточных звеньев между объектом и субъектом восприятия.

Страницы: 1 2 3 4