Теория познания и его нерефлексивные формы

Страница 3

Восприятие – это процесс отображения предмета в его чувственной непосредственной целостности, в совокупности его внешних сторон и особенностей. Восприятие является более высокой формой чувственного познания.

Представление – это процесс воспроизведения в сознании человека ранее воспринятого предмета с помощью памяти. На основе восприятия здесь осуществляется осмысление отражаемого предмета посредством ассоциаций, соотнесения, сопоставления изучаемого предмета с уже ранее изученными. Вместе с тем, хотя представление и оперирует образами предметов, а не самими предметами, эти образы не несут на себе печать единичности, не заключают в себе подлинного обобщения.

Следует сказать, что по вопросу о роли и соотношении чувственного и рационального в процессе познания в истории философии существовали прямо противоположные точки зрения.

Направление в теории познания, согласно которому ощущение и восприятие – основа и главная форма достоверного познания, получило название сенсуализм. Основной принцип сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». На позициях сенсуализма стояли такие философы, как П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д Дидро, П. Гольбах, Дж. Беркли, Д. Юм. Они утверждали, что единственным источником и средством достижения истины являются ощущения и другие формы живого созерцания

Этому направлению противостоял рационализм, признающий разум основой познания и деятельности людей. Такой точки зрения придерживались Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Н. Мальбранш и др.

Начиная с ХХ века резко усилился интерес к проблеме иррационального, того, что лежит за пределами досягаемости разума и недоступно постижению с помощью известных рациональных средств. Иррационализмом называют сегодня различные течения в философии, которые ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное. На первый план в такой теории познания выдвигаются воля (волюнтаризм), интуиция (интуитивизм), воображение, инстинкт, мистическое «озарение», бессознательное.

Среди них особенно важную роль играет интуитивизм. Представители этого течения (А. Бергсон, Н. Лосский, С. Франк, Е. Трубецкой) видят в интуиции единственно достоверное средство познания.

Интуиция – это способность субъекта к постижению истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Чертами, присущими интуиции, являются внезапность и непосредственность. Им сопутствуют простота, гармония, изящество. Это выражается в том, что при разрешении познавательной проблемы, субъект не перебирает всех возможных путей, но приходит к нужному варианту достижения цели. Интуиция осуществляется в форме мгновенного скачка познания, совершаемого как бы неосознанно. Тем не менее, она дает уверенность в истинном характере результата действия и приносит субъекту чувство удовлетворения.

Интуитивизм, словами Н.Лосского, есть учение о том, что познаваемый предмет, даже и в случае знания о внешнем мире, вступает в сознание познающего индивидуума в подлиннике самолично и потому познаётся так, как он существует независимо от акта познания. Термином интуиция обозначается это непосредственное созерцание предмета познающим субъектом, имение в виду предмета в подлиннике, а не посредством копии, символа, конструкции. Рассматриваемое философское учение по существу сходно с представлением о знании, называемым наивным реализмом, к которому склонны дети и лица, не занимающиеся философией. Они считают, например, что шум ветвей сосны наполняет собой окружающее пространство независимо от того, есть ли слушатели этого события, и не полагают сосну психическим деревом.

Страницы: 1 2 3 4 5