Теория познания и его нерефлексивные формы

Страница 2

Что касается методов, с помощью которых гносеология исследует своей предмет, т. е. познавательное отношение к действительности в совокупности всех его аспектов, то на современном этапе ее развития все более характерным становится методологический плюрализм. Иными словами, она вправе и обязана использовать любые методы и приемы, которые окажутся наиболее эффективными в данной познавательной ситуации. Это прежде всего философские методы — диалектический, феноменологический, герменевтический и др. Это и то, что называют общенаучной методологией — системный, структурно-функциональный, вероятностный и др. подходы. Это — науки о таких системах; общелогические методы: анализ, синтез, идеализация, индукция, дедукция, аналогия и др. Это также эмпирические и теоретические средства и приемы, характерные для частных наук и научных дисциплин), которые могут быть использованы в теории познания с учетом се специфики. Все названные и другие методы должны применяться в гносеологических исследованиях не порознь, а в их тесном единстве и динамическом, взаимодействии.

В настоящее время расширение предмета теории познания идет одновременно с обновлением и обогащением ее методологического арсенала: гносеологический анализ и аргументация начинают включать определенным образом переосмысленные результаты и методы специальных паук о познании и сознании, социальных и культурологических дисциплин.

Познание является важнейшим условием и фактором существования и развития человека, необходимым компонентом его целеполагающей деятельности. Применительно к человеку, познание – это процесс активного, целенаправленного отображения в мозгу человека объективного мира и собственной природы человека.

Если сознание представляет собой выражение отношения человека к своему бытию (осознанное бытие), знание является объективной реальностью, данной в сознании человека, то познание – это процесс приобретения и развития знания, его углубление и расширение, результатом которого является новое знание о мире.

Объективным источником познания является сам человек и окружающий человека внешний мир, природный и социальный. В результате взаимодействия человека с миром у него возникают соответствующие ощущения, восприятия, представления, формируются понятия.

Исходным моментом процесса познания, его основой является деятельность людей, практика. В ходе этой деятельности люди познают окружающие их предметы и проверяют истинность получаемых знаний.

Познание начинается со знакомства с предметом внешнего мира при помощи органов чувств. Органы чувств – это своего рода окна, через которые внешний мир «проникает» в человеческое сознание.

На ступени отображения мира в виде чувственных образов в познании различаются три этапа: ощущение, восприятие и представление.

Ощущение – это отражение отдельных свойств, особенностей, сторон предмета. Организм человека обладает соответствующим физиологическим аппаратом для образования ощущений. Ими являются органы чувств, нервные волокна, по которым возбуждения передаются в соответствующие участки головного мозга, где возбуждения преобразуются в ощущения. Весь дальнейший процесс познания опирается на те сведения о предметах, которые дают нам ощущения. Ощущения – это субъективный образ объективного мира, поскольку принадлежит конкретному человеку (субъекту). Люди по-разному воспринимают одни и те же внешние воздействия, но это нисколько не означает, что органы чувств не дают нам правильного представления о мире.

Страницы: 1 2 3 4 5