Социология

Страница 13

Агрессия

У человека, да и у общества в целом, проявление разума и уровня интеллекта выступает как критерий применения агрессии. Низкий интеллект запускает агрессию, как правило, в физиологических целях, высокий интеллект агрессивен против несправедливости. В первом случае агрессия расчетлива и жестока, поскольку корыстные цели требуют дальнейшего осуществления. Во втором она гуманна, поскольку направлена на благо, а главное - бескорыстна. В высокоинтеллектуальной агрессии ясно просматриваются эмоциональные мотивы общечеловеческого плана. Чем выше интеллектуальность агрессора, ее эмоциональная обоснованность и ниже организованность объекта агрессии, тем в большей мере агрессия эмоционально оправдана. Поэтому всякий источник агрессии, для того чтобы поднять свой общественный статус, получить поддержку в своём собственном сознании, пытается сначала унизить объект агрессии в своих и чужих глазах. Чем выше интеллект, тем выше бескорыстность агрессии и тем выше барьер ее возникновения. Высокоинтеллектуальному человеку этот барьер практически удается преодолеть только в случае возникновения мощной коллективной эмоции.

Государство призвано регулировать агрессию в обществе по степени и направленности через понятия права и закона.

Объективность агрессии обусловливается следующими обстоятельствами:

1. Жизненная (эмоциональная) необходимость ее применения;

2. Соответствие объекта агрессии объекту, развитому в наименьшей степени (ничтожность объекта);

3. Соразмерность применения агрессии.

Если объект агрессии проявляет ответную реакцию, то обоснованность его агрессии заключается в конечной победе над напавшим на него агрессором. Эмоции разума, в отличие от физиологических эмоций, способны препятствовать ответной агрессии.

В социальных отношениях оправдание агрессии строится на средней эмоциональной оценке, исчисляемой через систему законодательства и права. Законодательство есть оценка, т.е. реализация основных наиболее распространенных эмоций для данного общества людей. При вынесении приговора эти оценки (законы) проходят дополнительную обработку эмоциональным состоянием судей. Тоталитарное государство вынуждено иметь возможность манипулирования законодательством, поэтому в таких государствах преобладает «судейский произвол» или законное право. В демократических государствах преобладает «произвол законодательства» или прецедентное право. Но в том и другом случаях - это произвол общества по отношению к человеку. Произвол по своей эмоциональной сути является производной воли, души. В первом случае, при осуществлении права, в нем значительно выражены элементы личной, индивидуальной воли, во втором её присутствие сведено к минимуму и носит коллективный характер, соответствующий большей степени развития разума.

Демократия

В эмоциональном пакете человека есть эмоция, реализующаяся как свобода. Если, начиная с детского возраста, эта эмоция угнетается, то в стране не может быть подлинной демократии. Если семья и общество будут воспитывать своих детей с помощью реализации «нельзя», проявляя диктат власти, эмоция свободы будет подавлена. Эту эмоцию необходимо оберегать и сохранять с детства, и только тогда никому не придет в голову делать то, к чему не лежит душа, идти туда, где ты знаешь наверняка, что тебя обманут или это сделают с другим человеком при твоём молчаливом согласии.

В первую очередь, ребенка нельзя бить! Ударил дитя - обездолил свою родину. Свобода выбора - это главная ценность демократичного общества, без нее невозможно функционирование демократического строя и полноценное развитие разума. Эмоция, формирующая способ этого государственного управления, к сожалению, в России, утрачена, отсюда все беды. Подавление эмоции свободы приводит к возникновению рабской психологии, которая заключается не сколько в подчинении себя чужой воле или порядку социального управления, сколько в принятии за норму, из-за утраты соответствующей эмоциональной позиции, явлений, допускающих нарушение справедливости в угоду этого порядка. И тогда человек становится рабом интересов - либо чужих, либо своих собственных - человеком, не способным к справедливым решениям (по совести и душе).

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14