Система воспитания Платона1

Страница 6

Для девушек, мыслитель предлагает образцы “плясок в полном вооружении”, которые имели место в Спарте и на Крите (VII, 796b, 813e).

И вообще, Платон всячески поощряет занятия женщин физическими упражнениями. (VII, 806а–с) (в этом положении явно выражены спартанские симпатии автора).

Наряду с танцами, по–мнению философа, борьба тоже способна развить человека в физическом отношении (VII, 796а), при частом в ней упражнении.

В качестве следующих методов гимнастического воспитания можно выделить методы стимулирования. Например, состязания, которые всегда несут в себе дух соперничества. Платон говорит об их необходимости и пригодности “для ратного дела”, поскольку они не только развивают человека, но и проверяют его способности в беге, в рукопашной схватке, различных боях с оружием и разновидностями в количественном составе, в конных состязаниях (VIII, 832e–834b). Гимнастические состязания устроены с учетом возраста состязающихся. Состязания предусматривают, с точки зрения Платона, наличие поощрений за показ лучших результатов (VIII, 832d, e), для чего устанавливаются награды. При этом мыслитель вводит новый метод — общественное мнение, который заключается в том, что “граждане должны друг друга или порицать или восхвалять, смотря потому, каким кто себя выкажет на состязаниях. Того, кто будет признан самым лучшим, будут увенчивать, а самого худшего подвергать порицанию” (VIII, 828b, e).

По гимнастическому воспитанию можно сделать следующие выводы. Во-первых, физическим воспитанием должны быть охвачены все возрастные группы населения (по «Законам»). Во-вторых — это воспитание готовит прежде всего воина, защитника полиса.

Существует еще одно средство, которое предлагает использовать Платон для воспитания граждан своего совершенного полиса (имеются в виду «Законы») — симпосии, пиры. Симпосии как средство, Платоном используется и в мусическом и гимнастическом воспитании. Поскольку с помощью их, мыслитель воспитывает в человеке те же качества, что и мусическое и гимнастическое воспитание. Остановимся более подробно на этом моменте еще и потому, что исследователи на этот факт практически не обратили внимание.

Размышления Платона по этому вопросу выглядит довольно запутанно и рассредоточено по двум книгам, что вызвало некоторую сложность в работе по приведению взглядов мыслителя к системе.

После употребления вина, говорит Платон, человек “всего менее может собой владеть” (I, 845e), что законодатель должен использовать в благих целях для себя. Поскольку данное положение дает ему “возможность распознать природные качества человека” (II, 652а), так как человек показывает свое истинное лицо. А поскольку “… души пьющих — продолжает Платон — …становятся легче и податливее”, то законодатель, если умеет, должен “воспитывать их и лепить” (II, 671с, d). Во-первых, он может сделать их совестливыми, если пьющие показывают себя чрезмерно отважными (II, 671с, d). Во-вторых, он может сделать их бесстрашными, поставив их “лицом к лицу со множеством разных страхов” (I, 647с, d). В-третьих — рассудительным, посредством длительной тренировки в совместных попойках (I, 648с).

А также “вино дано как лекарство — заключает Платон — для того, чтобы … тело” было здоровым и сильным (II, 672d).

Что касается возраста участвующих в пирах, то философ дает необходимые рекомендации и поэтому поводу. Он считает, что детям и молодым употреблять вина не следует, поскольку ни к чему “к огню добавлять огонь”. По достижении тридцати лет, граждане “могут уже вкушать вино”. А “достигшие сорока лет могут пировать на сисситиях”. “Ведь Дионис — пишет Платон, — даровал людям вино, как лекарство от угрюмой страсти” (II, 666а, b). Для стариков вино является хорошим средством расслабления и способом, чтобы “заставить стариков участвовать у нас в пении” (II, 666а).

Несмотря на воспитательное значение, которое несет в себе участие в симпосиях (и в целом положительное), мыслитель отмечает и его отрицательные стороны и говорит об осторожном его применении, в особенности перед зачатием ребенка (II, 674, VI, 775d). И вообще, “пить до опьянения — заключает Платон, — не подобает никогда, за исключением празднеств в четь бога – дарителя вина” (VI, 775b). Следовательно, вино, по мнению мыслителя может быть как лекарством так и ядом, и задача мудрого правителя, законодателя заключается как раз в умении правильно использовать его положительные качества и нейтрализовать вредное воздействие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11