Система воспитания Платона1

Страница 5

В этом возрасте, до трех лет, — “младенца надо лепить … пока он гибок” и внимательно следить за развитием его “членов” (VII, 794d, e).

О гимнастическом воспитании во второй возрастной группе Платон ничего не говорит, возможно по причине того, что оно мало чем отличается от первой возрастной группы.

Об изменении методов гимнастического воспитания Платон начинает говорить с шестилетнего возраста, то есть с третьей возрастной группы. Шесть лет это точка раздела в физическом воспитании по половому признаку (хотя, если девочки хотят, то могут продолжить развиваться физически наряду с мальчиками (VII, 794c)). В этом возрасте физическое воспитание должно включать в себя также “телесные упражнения в ратных трудах: стрельбу из лука, всякие виды метания, обращения и легким и различным тяжелым оружием, строевой порядок, умение отправиться в поход, разбить лагерь. А также все знания по верховой езде” (VII, 813d, e).

Это означает, что упражнения в военном деле начинаются и будут носить регулярный характер, являясь обязательными для детей. Так начинается подготовка ребенка к военному делу.

Помимо частых упражнений в “ратных делах”, как метода приобщения ребенка к “поведению” воина17, Платон использует метод воспитывающей ситуации — “малым детям, пока они еще не идут на войну, надо было бы во время шествий и торжественных процессий в честь всех богов, всегда украшаться оружием, сидеть на коне, плясать…” (VII, 796с). Таким образом, Платон пытается приобщить детей к жизни полисного коллектива и его ценностям через подражание ребенка поступкам взрослых, то есть он начиная с детства целенаправленно с помощью воспитания формирует у ребенка тип поведения приемлемый для данного общества.

Если в «Государстве» мыслитель ограничивается замечанием по поводу гимнастических упражнений, как подобающих в отношении военного дела («Государство», III, 404, b), то в противоположность этому в диалоге «Законы» идея военного воспитания подрастающего поколения доводится Платоном чуть ли не до абсурда.

«По всей стране граждане будут вступать друг с другом в борьбу, борясь за захват каких–нибудь мест, устраивая засады и вообще подражая военными действиям”. Именно в таких схватках будет обнаружено “у него есть присутствие духа, а у кого нет”. “Таким образом, — делает он вывод, — все государство, пока оно существует, все время должным образом подготовляется к настоящему бою”. Даже, несмотря на то, что кто–нибудь может погибнуть (VIII, 830d–831a). Вероятно, столь пристальное внимание Платона к вопросам военного ремесла и “милитаризации” воспитания явились последствием поражения Афин в Пелопонесской войне и объясняется стремлением позаимствовать наиболее выгодную, оправдывавшую себя систему воспитания из Спарты.

Главный принцип всех упражнений в военных действиях охарактеризовать можно так — пусть “каждый упражняется в войне не на войне, а в мирной жизни” (VIII, 829b). Поэтому он говорит о необходимости воспитания кулачных бойцов, “будут упражняться даже с чучелами” (VIII, 830a, b), о необходимости “каждодневных небольших походов” (причем собираются приспособить к этому “хороводы и всю вообще гимнастику”) (VIII, 830d).

Следующим средством гимнастического воспитания должны стать хороводы в целом и танцы в частности. Платон предлагает заниматься хороводами вновь с учетом возрастных особенностей, как и в мусическом воспитании (те же возрастные группы: третья, четвертая, пятая и шестая). Одну часть танцев для мусического воспитания мы разобрали, осталась часть, касающаяся телодвижений (II, 672e). Платон пишет, что если телодвижения ведут “к усовершенствованию тела”, то их воздействие на человека можно назвать гимнастическим искусством (II, 673а). Мыслитель подробно останавливается на видах плясок, которые должны быть направлены на воспитание определенных качеств. Первый вид пляски “служит для придания здоровья, ловкости и красоты членам и частям самого тела с помощью подобающих каждому из них сгибаний и разгибаний” (VII, 795d, e). Другой вид пляски называется “военный” — “пирриха”. При исполнении пляски этого вида танцующий подражает движениям воина (VII, 815а). Другими словами можно сказать, что Платон с помощью пляски не только пытается активно развивать тела танцующих физически, но и приучить граждан к военному делу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10