Позитивизм Генри Бокля

Изучение взглядов и позиций отдельных представителей такого направления, как позитивизм, достаточно важно, поскольку в 1860-е годы позитивизм стал уже заметным явлением французской, затем итальянской, германской, английской и российской науки, и причем направлением не всегда однородным. Этому во многом способствовало начатое с 1867 г. издание обозрения позитивистской литературы Литтре и Вырубова с аналогичным названием «La philosophie positive». Обозрение выходило шесть раз в году небольшими книжками, группируя вокруг себя последователей позитивизма, и стало своеобразным центром развития положительной философии, главным очагом ее пропаганды.

Примечательно, что авторы обозрения, базирующегося на позитивной философии Конта, уже тогда развернули полемику вокруг ее основных положений. Все это показывает, что положительная философия стала уже действовать в качестве культурного элемента, воздействующего на научную и общественную мысль XIX века.

Актуальность изучения воззрений представителей позитивизма обосновывается также той ролью, которой позитивизм сыграл в России и российской науке. В трудах К.Д. Кавелина, Н.И. Кареева, В.О.Ключевского, Милюкова, Р.Ю.Виппера, Н.А.Рожкова присутствует тенденция творческого переосмысления наследия классиков позитивизма, разработки путей применения созданной ими теоретико-методологической стратегии к обобщению материала всемирной и отечественной истории.[1]

В связи с этим следует более пристально вглядеться в основоположников европейского позитивизма с тем, чтобы выделить основные черты такого достаточно многоликого явления мысли, как позитивизм.

Одним из позитивистов, чья методология особенно важна для понимания путей развития методологии истории, является Генри Томас Бокль – английский историк и социолог, автор знаменитой в XIX в. «Истории цивилизации в Англии» (1858 – 1861), представлявшей собой введение к неосуществленному труду по истории западноевропейской духовной и материальной культуры. В завершенной части работы сформулированы общие принципы анализа исторического процесса: географический детерминизм, прогрессистский эволюционизм, фритредерство и т. д.

Следует заметить, что в современной отечественной науке интерес к трудам Г. Бокля невысок и в основном ретроспективен. Г. Бокль упоминается в справочниках и словарях, в общих работах по истории философии и позитивизма, однако отдельные издания по деятельности этого ученого относятся только к дореволюционному периоду. В 1895 г. вышла работа Е. А. Соловьева «Г. Т. Бокль, его жизнь и научная деятельность», а в 1096 г. – и сама «История цивилизации в Англии» Г. Бокля в двух томах.

При этом нельзя сказать, чтобы абсолютно все воззрения Г. Бокля устарели. Сейчас, конечно, мы понимаем, что история движется не только голыми естественнонаучными механизмами, но также сферой «идеального». Однако многие наблюдения Г. Бокля нашли новое звучание и осмысление в исследованиях различных ученых, например, Л. Гумилева, и перекликаются с представлениями современных отечественных мыслителей. Например, важность ландшафта и соответствующих особенностей жизни Г. Бокль считал очень важными – но ведь и сейчас дьяк А. Кураев в описании противостояния России и Чечни оперирует в том числе и понятиями противопоставления гор и равнины, скотоводов и земледельцев.

Конечно, историческая наука далеко продвинулась со времен Г. Бокля, но изучение его взглядов, его открытий и ошибок все-таки имеет определенную ценность и для нашего поколения.

Следовательно, сейчас имеет смысл вновь обратиться к трудам этого мыслителя, оставившего после себя всего два тома исторических сочинений но, тем не менее, навеки вписавшего свое имя в историографию.

Целью данной работы является изучение методологии Г. Бокля в русле позитивизма.

Задачи следующие:

1) изучить биографию Г. Бокля;

2) охарактеризовать позитивизм в целом как явление;

3) определить место Г. Бокля в позитивизме;

4) охарактеризовать методологию «Историю цивилизации в Англии» Г. Бокля.