Основные проблемы философии экзистенциализма

Страница 2

Вместо этого французские экзистенциалисты занимают достаточно четкую позицию, став благодаря господству во французской интеллектуальной жизни марксизма в один ряд с левыми. Мерло-Понти и Сартр детально проанализировали связь между крайней индивидуалистской этикой и коллективистским духом марксизма, и одна из работ последнего под названием «Критика диалектического ума» (1960 г.) стала величественным монументом их примирению. Хотя попытки соединить эти два подхода оказались напрасными, но созданные в результате этого политические теории составляют огромный интерес. В труде «Критика .» рассматривалось возобновление жесткой авторитарной политики, призванной решить «проблему бытия», то есть покончить с трусливыми попытками человека избежать ответственности за свободу. В связи с этими политическими теориями невозможно не вспомнить высказывание Руссо относительно существа, «обреченного быть свободной».

Наивысшим достижением экзистенциализма стало описание болезненной эндемии человеческого существования. Здесь могут иметься некоторые сомнения по поводу принятого нами предположения, поскольку большинство граждан индустриального общества в обычных обстоятельствах всё же сталкиваются наедине не только с одними ужасами и болью, так ярко обрисованными в славных литературных произведениях, которые берут начало из экзистенциализма. Большинство людей находит достаточно много смысла в своей жизни. Они обычно не ощущают того, что они живут в вакууме. Возможно, экзистенциализм рассказывает нам преимущественно об отчуждении в современных условиях интеллектуалов, подобных Николаю Гоголю, Достоевскому и др., а не обычных людей. Эта точка зрения подтверждается упоминанием о том, что наибольшую популярность эта философия приобрела после поражения в войне, то есть во времена, когда многие люди были охвачены чувством отчаяния.

В философском плане экзистенциализм имеет два значительных недостатка. Во-первых, его философия сознания показная и весьма поверхностна. Доказательством того, что мы свободны, может быть просто то, что мы чувствуем себя свободными. Лично я не чувствую такой свободы, и это всё, что должен быть сказать, как это доказывает Ноам Хомски относительно попыток объяснить поведение человека посредством средств, которые идут вне его сознания. Вторая точка зрения очень близкая к первой. Экзистенциализм никогда не обременял себя проблемами современной науки, разве что перечеркивая её значение. Этого нельзя делать. Наука трансформировала современную политику, обеспечив благосостояние, но, как доказывает Макс Вебер, всему этому имеется человеческая цена. Научная точка зрения пытается уничтожить приобретенные навыки и знания. Мы не в состоянии больше доверять нашему Lebenswelt (жизненному пространству), следовательно, должны иметь в настоящее время возможность объяснить наши собственные действия с научной точки зрения.

Средоточием экзистенциальной рефлексии мыслителя всегда была «живая душа» человека, в противовес «мёртвой», а также полнокровность человеческой жизни. Ощутимо ярко видится эта позиция в произведении «Вий», где Гоголь сюжетно разворачивает противостояние не столько добра и зла, сколько внутреннюю борьбу в глубине человеческой души. «Философ» Хома борется не с обстоятельствами, а с собственной покорностью влияниям внешнего мира.

Страницы: 1 2