Общая характеристика работы

Страница 4

– раскрыты потенциальные возможности образа человека как проекции будущего информационного общества, проявляющиеся в формировании образа человека как синтезе субъект-объектного восприятия мира.

Положения, выносимые на защиту:

1. Информационное общество характеризуется тем, что знания, информация, информационные услуги и отрасли, связанные с их производством, становятся доминирующими факторами развития общества. Информация как основной стратегический ресурс и главный источник общественного богатства становится ценностью общества. Отличительная черта информационного общества – доступность информационных ресурсов, необходимых для социального прогресса.

2. В социокультурном пространстве информационного общества действуют не только глобализация информационного рынка и унификация массовой информации, но и диверсификация информационных услуг по региональным или содержательным признакам, что позволяет небольшим сообществам развивать свою культуру, сохранять язык, формировать чувство духовного единства. Нарастающая сила потока информационного обмена породила новый тип культуры – сетевой культуры, ведущей к формированию виртуальных сообществ людей, не ограниченных пространственными рамками, странами и континентами. Кроме этого для социокультурного пространства информационного общества характерно информационно-технологическое направление культуры постмодерна с его особым отношением к смыслу, традициям и игре.

3. Реалии информационного общества предъявляют человеку новые требования, прежде всего, наличие способности и готовности к перемене деятельности, мобильности, переобучению, овладению новой профессией. Перед современным человеком встает широкая свобода выбора, реализация которой способствует проявлению его индивидуальности. В то же время актуализируется проблема личностной идентичности Человек не испытывает особую потребность в идентичности в условиях информационного общества, где важнее уметь пользоваться средствами технологизации и информатизации, чем четкое осознание своей идентичности, причастности к какому-либо сообществу людей. Человек информационной культуры – это космополит, в любой момент способный проявить свою индивидуальность

4. Фланёр, турист, бродяга, игрок - социальные образы человека информационной, постиндустриальной культуры, которые является отражением специфических черт современного сознания человека. Социальный образ человека не только способствует обнаружению новых аспектов социальной реальности, характеризующейся сегодня особой динамичностью, подвижностью и многообразием интерпретаций, но и свидетельствует о новом уровне сопротивления субъекта реальности, который является в то же время инструментом ее понимания.

5. Художественный образ человека культуры информационного общества – это продолжение социального образа человека и особое отражение социокультурной реальности информационного общества.

Современный художественный образ человека – это образ любителя, в какой-то мере равнозначный социальному образу фланёра как сугубо индивидуальной личности, но без четкой идентичности. Художественный образ человека в социокультурном пространстве информационного общества выступает способом, моделью проявления небывалой ранее свободы выражения индивидуальности человека и обретения новой идентичности. Лишь в художественных формах и образах отражается логика будущего развития общества.

6. Систематическое исследование образов человека информационного общества выступает важнейшим проявлением способности науки не только устанавливать связи уже осуществившихся мировоззренческих изменений в прошлом, но и активно участвовать в поиске мировоззренческих ориентаций будущего. Сегодня сложно конкретизировать в деталях пути и способы будущих изменений ценностей информационного общества, но можно предположить, что будущий человек будет наделен свободой выбора в проявлении индивидуальности и обретении идентичности любого уровня.

Страницы: 1 2 3 4 5