Общая характеристика работы

Страница 2

Рассмотрением социальных образов человека информационной эпохи занимаются такие ученые, как И. Василенко, О.С. Кордобовский, С.Д. Политыко, В.М. Лейбин, Н.Ф. Наумова, А.Н. Неклесса, Е.Б. Перелыгина, М.Я. Поляков, В.В. Рыков, Д.А. Смирнов.

Проблема художественного образа человека вообще и художественного образа человека в искусстве и культуре ХХ века – основное направление в исследованиях Н.Л. Лазерова, В.А. Кругликова, А.В. Михайлова, И.В. Никитиной, И.К. Стафа, А.А Урбана, А.К. Якимовича.

Изучением причин и последствий изменения сознания человека в информационном обществе, а также в социокультурном пространстве техногенной цивилизации посвящают свои работы как отечественные исследователи: И. Ашмарин, Г. Иванченко, В.Д. Балин, В.З. Коган, О.Н. Козлова, Д.В. Колесов, В.Н. Марков, Д. Милованцев, А.Чернов, так и зарубежные: Аронсон, Элиот, Т.Уилсон, Р.Эйкерт, Д. Кларк, Х. Ортега-и-Гассет.

Особо здесь следует отметить концептуальный подход З. Баумана к изучению проблем культуры современного общества. С точки зрения этого выдающегося мыслителя современности, современное, прежде всего западное общество, – это индивидуализированное общество, в котором индивидуальное выше общественного, коллективного. Как никогда ранее сейчас человек способен проявить свою индивидуальность.

Принято считать, что импульс к универсализации проблематики идентичности дал Э. Эриксон. Он связывал идентичность с переживанием индивидом себя как целого и определял ее как длящееся внутреннее равенство с собой в непрерывности самопереживаний индивида.

Альтернативный подход к идентичности был предложен Д. Мидом и Ч. Кули, которые рассматривали идентичность и как результат социальной интеракции, и как фактор, обусловливающий социальную интеракцию.

Ю. Хабермас неоднократно подчеркивает, что развитие культуры современного общества привело к изменению функциональных характеристик идентичности. Новые стили мышления расколдовали мир, но не дали лекарства от фатальности и случайности человеческого бытия. Идентичность стала множественной, ситуативной, неустойчивой. В индустриальном обществе появились новые типы идентичности, которые не отличались устойчивостью. Это, прежде всего, классовая, политическая, национальная, профессиональная идентичности. Выбор той или иной идентичности стал зависеть от желания индивида и одобрения общества.

Дж. Бертон рассматривает идентичность в качестве базовой потребности человека.

С позиций социальной философии и этнополитологии В.А. Авксентьев и Б.В. Аксюмов анализируют проблему конфликта идентичностей в современном социокультурном пространстве. С точки зрения авторов, концепт конфликта идентичностей является ключевым для объяснения феномена «конфликта цивилизаций». В пункте пересечения противоречий между современной западной цивилизацией и «остальным миром» зарождается современный конфликт идентичностей, лежащий в основе конфликта цивилизаций.

Впервые о проблеме «информационного общества» в научной среде заговорили в 60-е годы ХХ века. Предчувствие и осмысление неизбежности крутого поворота в исторических судьбах человечества, связанного с переходом к новому этапу цивилизации, заметно уже в трудах мыслителей первой половины ХХ века. Раньше других это выразил О. Шпенглер, еще в 20-е г.г. ХХ века. В 40-е годы ХХ века австралийский экономист К.Кларк уже вполне определенно говорил о наступлении общества информации и услуг, общества с новой экономикой и технологией. Понятие «информационное общество» возникло в 60-х годах ХХ века, когда человечество впервые осознало наличие информационного взрыва, когда количество циркулирующей в обществе информации стало возрастать по экспоненте. Чтобы справиться с такой лавиной информации, потребовались специальные средства для ее обработки, хранения и использования. Грядущую эру в истории человечества стали называть не только информационным обществом, но и обществом знаний, постиндустриальным обществом, инфосферой.

Страницы: 1 2 3 4 5