Мировоззрение

Страница 4

Наконец, существенный элемент религиозности как таковой, концепция конца мировой истории - эсхатология. Наличие определенного замысла, реализующегося в истории человечества, само по себе подразумевает финал. Для креационистских религий история человечества линейна, а финал необратим. Конец истории означает разрешение всех противоречий и возврат к исходному райскому состоянию, но на качественно новом уровне. Напротив, в индуизме, как наиболее чистой космогонии манифестации, история циклична, как и "конец света", который наступает в конце каждого крупного отрезка мировой истории - кальпы (длинной 8 640 000 000 лет), после чего следует новый виток существования мира.

Отдельно может быть обозначена такая специфическая черта религиозного мировоззрения как вера. Вера - особый тип познания мира, свойственный только религии. Чаще всего вера противопоставляется научному знанию, как основанному на рациональности и логике - знаменитое изречение богослова Тертуллиана "верую ибо абсурдно". Основанием такого понимания веры служит представление о трансцендентности Бога и, следовательно, о его принципиальной недоступности для ограниченного человеческого разума. С другой стороны, даже если существует возможность познания Бога в непосредственном опыте, все равно остается проблема ограниченности и недостаточности человеческого языка для описания такого рода знания (т.е. знание о Боге трансвербально). Отчасти это преодолевается с помощью апофатического богословия, описывающего Бога "от противного": не то, не то. Однако кардинальным решением указанных противоречий выступает познание с помощью веры. "Познание верой" это не анализ внешних объектов, их расчленение и препарирование разумом, а, напротив, недоступное логике сопереживание, вчувствование, проникновение внутрь опыта и достигаемое в конечном итоге слияние субъекта и объекта познания.

Основные структуры философского мировоззрения были рассмотрены в предыдущем разделе. Философия возникает на фоне мифологической традиции. Она начинается с имени автора и датировки, преодолевая анонимность мифологии и создавая благодаря этому основы исторического видения мира. Трансцендирование - выход за налично данную человеку ситуацию в мире природном или социальном - является еще одним основанием философии, моментом трансформации мифа в логико-теоретическое исследование. Можно утверждать, что философия рождается из деструкции мифологии; однако объяснительный потенциал мифологии используется в философской традиции от Платона до постмодернистов. Иные отношения складывались между философией и религией - они длительно совместно сосуществовали в рамках религиозной философии. Несмотря на различие базовых установок двух этих видов мировоззрения (вера и доказательство), философия и религия опираются на одинаковое понимание человека (личность) и необходимость выхода за рамки наличного бытия.

Страницы: 1 2 3 4