Личность и общество. Социальные роли личности

Страница 3

Какова же роль народа и личности в истории человечества?

В разные исторические эпохи в понятие "народ" вкладывалось различное содержание. До 19 столетия в понятии "народ" было очень много общего с понятием "толпа", назначение которой следовать за великими личностями. Так, например, Гегель писал о народе как о такой части членов государства, "которая не знает, что она хочет''.

В тоже время многие, философы сочувственно относились к народным массам (Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро), признавали за ним право управлять обществом (Ш. Фурье). Русские и украинские революционеры-демократы видели в народе главную силу исторического прогресса.

Марксизм определял народ как такую исторически изменяющуюся общность классов и других социальных групп, которая по своему объективному положению решает на данном этапе задачи прогрессивного развития общества.

Хотя каждый, именно каждый член общества участвует в историческом процессе, все же не все, а только отдельные личности остаются надолго, а то и навсегда в памяти человечества. Роль таких личностей, которые принято называть выдающимися или историческими столь велика, что долгое время философы лишь в них усматривали двигатель истории.

Но история свидетельствует, что личности, какими бы выдающимися они не были, не могут изменить историю во всемирном масштабе, не могут нарушить объективную логику исторического развития человечества. Но в реальной истории отдельных стран и народов историческая личность может сделать многое.

Главным критерием определения исторической личности является объективно-прогрессивное значение личности для исторического прогресса, а так же то, насколько она способствует просвещению и организации масс на осуществление стоящих перед обществом задач. Личность может быть энергичной, волевой, но если ее идеалы направлены против прогресса, то она неизбежно потерпит поражение. Какими бы выдающимися способностями не обладала личность, она не в силах определять по своему желанию общее направление событий, изменять или остановить их.

[1] Лазарев Ф.В., Трифонова М.К. Философия. Учебное пособие. Изд. – 2-е доп. И перераб Симферополь СОНАТ, 2003г.

[2] I.Ф. Надольний. В.П. Андрущенко, I.В. Бойченко, В.П. Розумний и др.; Под ред. I.Ф. Надольного. Фiлософiя: Навчальний пособнiк/ – К.: Вiкар, 1997. 584с.

[3] I.Ф. Надольний. В.П. Андрущенко, I.В. Бойченко, В.П. Розумний и др.; Под ред. I.Ф. Надольного. Фiлософiя: Навчальний пособнiк/ – К.: Вiкар, 1997. 584с.

[4] I.Ф. Надольний. В.П. Андрущенко, I.В. Бойченко, В.П. Розумний и др.; Под ред. I.Ф. Надольного. Фiлософiя: Навчальний пособнiк/ – К.: Вiкар, 1997. 584с.

[5] Учебное пособие по курсу философии; Пичугин А.Н., 2000г.

[6] Учебное пособие по курсу философии; Пичугин А.Н., 2000г.

[7] Философская энциклопедия, М. 1962.

[8] Философская энциклопедия, М. 1962.

[9] Учебное пособие по курсу философии; Пичугин А.Н., 2000г.

[10] Учебное пособие по курсу философии; Пичугин А.Н., 2000г.

Страницы: 1 2 3