Личность и общество. Социальные роли личности

Страница 1

Понятие личности относится к числу сложнейших. Первым понятием, с которого следует начинать изучение личности, является "индивид". Это своеобразный "социальный атом", отдельный человек, представитель рода человеческого.

Гораздо сложнее понятие "индивидуальность", обозначающее уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств. Т.е. индивидуальность - это самобытные неповторимые черты индивида. Она характеризует духовный мир человека, его ценности и авторитеты.

Понятие "личность" включает в себя совокупность всех социальных ролей данного человека, всех общественных отношений, важнейшие среди которых отношение к общественному долгу, к установлениям общественной морали, т.е. это индивидуальная форма бытия человеческой сущности.

Когда рождается личность? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин "личность" не применим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Буквально с первых дней жизни, первого кормления формируется свой особый тип поведения ребенка. Его индивидуальность нарастает к двух-трехлетнему возрасту, который сравнивают с обезъяной по интересу к миру и особенно собственному "я". Первый год жизни ребенка психологи сравнивают с петухом," ибо плач и крик для него единственно доступные методы и способы дать знать о своих неудовлетворенных потребностях. Именно в 2-3 года появляются первые черты личности через личностное поведение. Дальнейшее развитие личности связано с прохождением других возрастных периодов, с особенностями развития девочек и мальчиков. Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха-все это формирует личность. Становление личности проходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностей данного общества, что и называется социализацией. Важнейшими формами социализации являются обычаи и традиции, т.к мы живем в их мире; государственно-правовые нормы, и наконец язык, с помощью которого мы унаследуем опыт поколений. Можно сказать так: личностью становится практически каждый человек в процессе развития своей индивидуальности. Если нет врожденных тяжелых дефектов и болезней, то становление личности это итог взаимодействия человека и общества.

Различают несколько крупных социальных типов личности[10].

1-ый тип - деятели. Для них главное - активное действие, изменение мира и самого себя. Это рабочие, крестьяне, предприниматели, инженеры, военные. Развитие капитализма привело к культивированию именно такого типа личности. В этом типе личности всегда была потребность. Еще евангелист Лука приводил слова Иисуса Христа: "Жатвы много, а деятелей мало".

2-й тип - мыслители. Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца всегда пользовался огромным авторитетом. Недаром многие мудрецы и пророки: Будда, Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао Цзы, Конфуций, Христос и Мухаммед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Еще с библейских времен известно, что "никакой пророк не принимается в своем Отечестве". Трагичны судьбы многих из них, но эти "маяки" человечества всегда будут вечно живыми для современников и потомков.

3-йтип-люди чувства и эмоций, которые остро чувствуют как "трещина мира" (Г. Гейне) проходит через их сердце. Прежде всего это люди литературы и искусства, гениальное прозрение которых зачастую опережает научные прогнозы и прорицания мудрецов. Известно, что поэт А. Белый еще в 1921 г. написал стихи, где упоминалась атомная бомба, а А. Блок "слышал музыку революции" задолго до ее начала.

4-й тип - гуманисты и подвижники, отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека и пытающиеся облегчить его телесные и духовные страдания. Их сила - в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому. Они сделали делом своей жизни милосердие. Евангелистское "Люби Ближнего твоего как самого себя" их кредо (например, мать Тереза, А. Сахаров).

Подводя итог сказанному, следует отметить, что среди людей всегда будут "правильные" и "неправильные", идущие в стаде и своим, особым путем. Речь не может идти о выведении особой породы "нового человека", который разом преодолеет все несовершенства мира. Жизнь и свободу, говорил шекспировский Фауст, заслуживает лишь тот, кто "вседневно и ежегодно" живет "трудясь, борясь, опасностью шутя". В этом бесконечном движении рождаются мудрость и радость - вечные спутники философствования.

Страницы: 1 2 3