Фрагмент

Страница 2

Правило, принципы и аксиома, имеют значение только тогда, когда слова, которыми они выражены, заключают в себе точно определенную мысль

Это справедливо даже и тогда, когда подобное правило или аксиома будут удовлетворены в других отношениях. Выражения, употребленные в этом случае, должны иметь точный и при том один и тот же всеми признанный смысл; в противном случае предложение будет подвержено стольким разнообразным толкованиям, что оно утратит всякое право называться правилом. Таким образом, когда философ провозглашал правило «наибольшего счастья для наибольшего числа живущих» и признавал его руководителем общественной нравственности, то он должен был предполагать, что понятие «наибольшего счастья» определяется всем человечеством единообразно и точно.

Такое предложении однако же заключило в себе одну из злополучных ошибок, мерка, которою люди меряют счастье, бесконечно разнообразна, – это факт, доказанный самым осязательным образом. Во все времена между всеми народами и у каждого класса людей на этот предмет существовали свои особые взгляды. Для странствующего цыгана домашний очаг оседлого человека скучен и отвратителен; швейцарец был бы несчастен без такого очага. Прогресс необходим для благополучия англосаксонца; эскимос доволен своей грязной бедностью, не имеет никаких дальнейших желаний и остается тем же, кем он был во времена Тацита. Ирландец находит удовольствие в строю; китайцу нужны процессии и церемонии; вялый и апатичный житель Явы приходит в шумный восторг при виде петушьего боя. Рай еврея – это «град наполненный златом и драгоценными камнями, обладающий сверхъестественным изобилием в хлебе и вине»; рай турка – это гарем, обитаемый гуриями; рай краснокожего Америки – это «благодатная для охоты местность»; в скандинавском раю каждый день сражения, и раны излечиваются чудотворную силою; австралиец надеется что после смерти он обгонит благо и будет иметь множество мелкой монеты. Если мы от народов перейдем к отдельной личности, то увидим, что Людовик XVI признавал «высшим счастьем» размышлять за механическим занятием; а его преемник считал таким счастьем – читать, создавая империи. Ликург, находил, что для человеческого счастья необходимо полное физическое развитие; Плотин, напротив, был до того идеален в своих стремлениях, что стыдился своего тела. Множество противоречащих ответов, данных греческими мыслителями на вопрос о том, в чем заключается счастье, подавало повод к устаревшим и опошлившимся ныне сравнениям. Но и теперь мы не находим между нами в этом отношении большого единомыслия. Для скупого Эльва копить деньги составляло единственную радость жизни; Дэй, человеколюбивый автор «Сандофора и Мертона», находил в раздаче денег единственное приятное их употребление. Сельское уединение, книги и друг составляют пожелания поэта; хлыщ стремится напротив к кругу знатных знакомых, к ложе в опере. Стремление купца и артиста менее всего похожи друг на друга; если бы мы сравнивали воздушные замки философа и земледельца, мы бы нашли большую разницу в их архитектуре. Обобщая эти факты, мы найдем, что личная мера «наибольшего счастья» имеет так же мало определенного как и другие проявления человеческой природы. Несходство мнений по этому предмету между различными нациями достаточно очевидно. Сравнивая современных евреев с евреями времени патриархов, можно убедиться, что идеал благополучия изменяется и в среде той же самой расы. Люди одного общества несогласные между собой по этому вопросу. Наконец, если мы сравним желания жадного школьника с стремлениями призирающего земные блага трансценденталиста, в которого он впоследствии превратиться, то не найдем ни тени постоянства в одном и том же индивидууме. Можно сказать, не только своя эпоха, каждый народ имеют с вои понятия о счастии, но что едва ли можно найти двух человек, которые имели бы на этот предмет тождественные взгляды; далее можно утверждать что понятия об этом предмете различны у одного и того же человека в различные периоды жизни.

Вывод из этого всего довольно прост. Счастье состоит в удовлетворенном состоянии всех способностей.

Страницы: 1 2