Этапы и содержание отечественной философии

Страница 4

Деятельностный характер русского религиозного философского антропологизма представлен и в творчестве Н. Федорова, В. Соловьева и других мыслителей. Философия рассматривалась ими как «философия творческого духа», философия ценностей, «святынь» и любви. Характер ной была интерпретация В. Соловьева известной формулы Ф.М. Достоевского «красота спасет мир». Красота, как критерий художественности, включается у него в ткань жизни, реального бытия. Налицо определенная общность с эстетическими идеями Н.Г. Чернышевского.

Элементы концепции В. Соловьева взаимосвязаны. Так, понятие «соборность» выражает единство общего (социального) и единичного (индивидуального). Сам человек воспринимается одновременно индивидуальным и универсальным творением. Таким был человек, по мнению Вл. Соловьева, до того, как он обособился от вечного единства божественной жизни. После грехопадения человека начинается сложный процесс обособления человеческих начал жизни от универсального божественного.

В рамках же космизма была выдвинута идея о вселенской вовлеченности и космической ответственности человека при сохранении его индивидуальности. В отечественной философии представлена устойчивая тенденция преодоления крайнего антропологизма, возвышающего человека над другими видами бытия. Это положение имеет важное методологическое значение для анализа нашего общества, переживающего духовный кризис.

Страницы: 1 2 3 4