Этапы и содержание отечественной философии
Второй этап. XVIII век — исторически связан с европеизацией России и реформами Петра I. Национальная идея «Святой Руси» перевоплощается в идею «Великой России». Философия постепенно отходит от схоластических форм, становится более свободной от церкви, начав тем самым процесс секуляризации и обогащения своего содержания научными знаниями. Начинается преподавание философии в первых отечественных вузах. Главной проблемой становится общественная мораль.
Первыми пропагандистами философских идей этого периода на Руси стали Ф. Прокопович, Г. Сковорода, А. Кантемир и др. Яркими представителями философских воззрений были М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев.
М.В. Ломоносов (1711-1765) - «универсальный ум России». В русской философии заложил основы материалистической традиции и на турфилософии. Понимал материю только в качестве вещества, обосновывал его структуру, атрибутивные свойства, закономерности.
А.Н. Радищев (1749-1802) первым провозгласил идею человечности не в духе религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли. Подверг критике социальное бытие монархической России.
Третий этап. Конец XVIII — первая половина ХIX века. Утверждается самостоятельное философское творчество в России. Оно проявилось прежде всего в противоборстве славянофилов и западников. Заметным стало обращение к европейской философии. Одно из направлений отечественной философии начала XIX в. тяготело к Шеллингу. Его представителями были Д.М. Велланский, М.Г. Павлов, А.И. Галич. Имелись сторонники философии Канта, французских мыслителей. Однако главные дискуссии происходили вокруг основной проблемы того времени. Она была связана с определением путей развития русской культуры. Раннее и позднее западничество и славянофильство, учение крестьянского утопического социализма, народничество, анархизм, революционный и разночинный демократизм, монархизм предлагали различные варианты развития России. Отечественная философия накапливала богатое теоретическое содержание, совершенствовала научную методологию исследования.
Четвертый этап. Вторая половина XIX — 20-е годы XX века. Философия этого периода носит преимущественно религиозно-христианский характер, а основными направлениями развития становятся антропоцентризм и гуманизм. Этап характерен бурным и творческим развитием основных направлений и видов отечественной духовной культуры.
Он получил обозначение «серебряного века». Возникают зрелые, фундаментальные философские системы. Среди мыслителей стали известны Н.Ф. Федоров, B.C. Соловьев; Б.Н. Чичерин, Н.О. Лосский,
Н.А. Бердяев и др. Развитие естествознания в России породило еще одну особенность философии — возникновение русского космизма. Утверждаются принципы философского исследования: целостность, соборность, реальная интуиция, «истина-праведность», положительное все единство, этический персонализм, народность, державность и другие (см. схему.
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ НАЧАЛА И СЕРЕДИНЫ XIX в. | |
Первая половина XIX в. | |
ЗАПАДНИКИ |
СЛАВЯНОФИЛЫ |
Выступали за распространение в России европейской культуры, требовали политических свобод; пропагандировали идеи «русского социализма» П.Я. Чаадаев А.И. Герцен Н.П. Огарев К.Д. Кавелин и др. |
Отстаивали особый путь развития русской культуры. Заложили основу религиозной христианской отечественной философии А.С. Хомяков К.С. Аксаков И.В. Киреевский и др. |
60-е - 70-е годы XIX в. | |
НАРОДНИКИ |
ПОЧВЕННИКИ |
Обосновывали переход к социализму минуя капитализм. Признавали самобытным путь развития России Н.Г. Чернышевский Н.К. Михайловский П.Л.Лавров П.Н. Ткачев М.А. Бакунин и др. |
Развивали идею «национальной почвы» как основы социального и духовного развития России Ф.М. Достоевский А.А. Григорьев Н.Н. Страхов Л.Н. Толстой и др. |