Заключение

Каким будет город к середине нынешнего столетия? На этот вопрос нужно давать ответ, потому что в отличие от фантазий основы реального города будущего закладываются сейчас. Но ответить на него трудно. Необходимо разобраться в самой природе городского планирования, в том, как модели предметной, физической организации городского пространства сопряжены с мировоззренческими позициями, с одной стороны, и с экономическими, управленческими правилами игры, закрепленными в нормативных актах и стандартах поведения – с другой.

За последние полвека количество работ, посвященных урбанистике, различным ее аспектам, не только необычайно разросся, но и продолжает разрастаться. Мнения меняются, мы оставили позади уверенность людей вроде Камилло Зитте, в том, что можно раз и навсегда установить правила создания прекрасного города, а людей, вроде Ле Корбюзье – в том, что воля художника способна построить город заново. Наивысшей сложностью, а потому особым очарованием обладают те ансамбли и города, что нарастают в течение долгого времени, путем прибавления новых элементов так, что новое целое охватывает прежнее целое и включает его в себя. Задача архитектора еще и в том, чтобы суметь подчинить свое решение решению своих предшественников. Культ авторства, авторские амбиции не должны вступать в противоречие с давней культурой выращивания ансамбля.

Людям на переломе ХIХ-ХХ веков казалось, что технический прогресс сам собой решит все проблемы города и горожан. Теперь мы знаем, что этот прогресс, масштаб которого и масштаб последствий которого они не могли себе представить, не только строит и развивает города, ни и омертвляет их. Мы должны увидеть заново эволюцию города как города людей. Тех, кто этот город создает осознанно, и тех, кто пересоздает его ежедневно своим поведением в городской среде.

Каждое поколение можно считать состоявшимся только в том случае, если ему удалось написать историю заново – осмысляя настоящее, с его невиданными ранее задачами, через прошлое.