Заключение

Становление российской национальной философии проходило в достаточно сложных исторических и социокультурных условиях. Переоценка опыта декабристов и отрицание "политики" в смысле возможности перенесения западных форм, поиск глубинных исторических закономерностей и путей исторического развития, не сводящихся к просветительскому "разумному совершенствованию" извне, сознание глубокой отсталости России и преодоление этого пессимизма в национально-патриотическом духе, уважение к развитой Европе и вместе с тем все более активная фиксация пороков буржуазной цивилизации - таковы были исходные моменты, характерные для общего идейного климата в передовой среде русского общества того времени.

Все, указанные выше тенденции, необходимо было объединить в единую концепцию, которая заключала бы в себе решение стоящих перед страной задач. Это и пытались делать, каждый на свой лад, представители различных общественных и идейных течений. Западники, критикуя современное им положение отсталости России, настойчиво предлагают обратить пристальное внимание на Запад с тем, чтобы извлечь из опыта развитых стран Европы все самое ценное, и, не повторяя европейские ошибки, внедрить передовые образцы на русскую почву. Именно европейский путь развития представляется западникам основным в истории человечества. Славянофилам же история человечества представляется как непрерывный процесс взаимодействия народов, каждый из которых, обладая самобытностью, формирует общечеловеческое единство во множестве. И хотя роковой тенденцией истории, по мнению славянофилов, является раскол и разобщенность, человечество в будущем, и не без помощи России, вновь придет к новому "единству" и "братству".

Таким образом, в первой половине девятнадцатого века произошло становление философских оснований российского национального самосознания. Главным генератором этого процесса были интеллектуальные диспуты западников и славянофилов.

[1] См.: Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьёв./ под ред. А.Ф. Замоляева. СПб., 1991. С. 7.

[2] Цит. по: Хорос В.Г. Русская история в сравнительном освещении. М., 1996.

[3] См.: Керимов И.В. Философия истории А.С. Хомякова// вопросы философии 1988.№ 3.