Заключение

Страница 1

Проблема сознания в философии очень обширная тема, требующая глубинного изучения её аспектов. В данной работе я попыталась обозначить и раскрыть основную проблематику изучения сознания в философии. Таким образом, изучив сознание, его структуру и свойства, а так же его место и роли в философии, можно сделать вывод о том, что сознание – это одна из тех особенностей человека, которые определяют его специфическое положение в мире, его особый онтологический статус. Философия выделяет основные типы отношения сознания к миру: это познание (одной из форм существования сознания является знание), это практика, представляющая собою целенаправленную деятельность одаренного сознанием человека, это ценностное отношение к миру, к обществу, к человеку, определяемое системой моральных, эстетических и других действующих в обществе норм. Бытие сознания – это важнейшая сторона бытия человека, поэтому в сознании следует выделять и изучать не только ту его сторону, которая выступает при осознании самого сознания, не только его самоотраженную часть (рефлексию), но и ту, которая, составляя живую компоненту живого действия реального человека, не подвергается им рефлексивному анализу.

Изучив некоторые категориальные аспекты сознания, а так же, такие виды сознания, как индивидуальное и надындивидуальное, я сделала вывод о том, что сознание нельзя сводить ни к одной из форм его существования, ни к одному из его проявлений. Сознание – это сознание человека и общества во всем богатстве его функций, во всем многообразии его проявлений, и оно может быть понято только в контексте всей человеческой культуры, всей человеческой истории. Понять и проанализировать данную тему мне помогли разработки и учения о сознании в философии, психологии, биологии и прочих науках, таких учёных и философов, как К.Маркс, Ф.Энгельс, З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер и др.

Можно сказать о том, что сознание многофункционально. Оно обеспечивает жизнедеятельность человека и общества в такой же мере, как и материальное производство. Порождая мир идеальных образов, мир особых идеальных объектов, сознание дает возможность отрываться от материального мира, уходить за его пределы, возвышаться над ним. Сознание позволяет проигрывать идеально действия и предвидеть результаты материальных действий, позволяет выбирать наилучшие, как ему представляется, способы действий для достижения заранее поставленных целей. Но сознание может возвыситься над реальным миром и реальными отношениями настолько, что способно увести человека в вымышленный мир, принимая эти вымыслы за высшую реальность, за истинно сущий мир. Сознание способно переключить мысли, чувства человека на этот мир и подчинить ему многие формы жизнедеятельности человека. Элементы вымысла всегда присутствуют в сознании. В обществе возникли и развились, по крайней мере, две сферы духовной жизни, где эти элементы оказались преобладающими: это религия и искусство. Они оказывают огромное влияние на жизнь людей, составляя значительную часть духовной жизни человека. Но в то же время они создают возможность уходить от реалий материального мира и жить своей особой жизнью.

В своей работе я затронула проблематику индивидуального, неиндивидуального, а так же общественного сознания в философии, но лишь поверхностно, так как данная тема должна изучаться в конечном итоге, по завершению моей работы. Я могу сделать вывод о том, что сознание, с одной стороны, создает возможности для активной преобразующей деятельности в материальном производстве, в науке и технике, в общественной деятельности, с другой стороны, оно же допускает уход в мир искусства, в мир религии, в мир фантазии. Многоликость человека и общества, растущее многообразие форм жизнедеятельности исторически развивающегося человека порождает многообразие форм существования сознания.

[1] Введение в философию. Фролов И. Т. и др. – Учебное пособие - 3-е издание – 2003. с. 431-432

[2] Т. Нагель «Что это такое – быть летучей мышью?» Философский обзор (статья) 1974, 435 – 436.

[3] Учебное пособие для вузов (под ред. Лебедева М.В., Черняка А.З.) с.619

[4] Основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие для преподавателей и студентов ВУЗов. – Издательство «Феникс», 1997 год. – 448 с.

[5] Введение в философию. Фролов И. Т. и др. – Учебное пособие - 3-е издание – 2003. с. 431-433

6 Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия:

Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. – с.215-219

7 Жуков Н.И. Философия: Учебник для вузов. М., 1998. С. 154

8 Урсул А.Д. Отражение и информация. // Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. София, 1981. Т. 1. С. 145-160; с. 154

9 Смирнов С.Н. Возникновение и сущность сознания // Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. София, 1981. Т. 1. С. 135

10 Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002 г. – с. 237 - 242

Страницы: 1 2