Взгляд в будущее

Страница 2

Модернизация. Под этим термином понимаются процессы, ведущие к внедрению в жизнь достижений западной (евро-американской) цивилизации. Согласно У. Ростоу, Ш. Эйзенштадту и др. авторам теории модернизации, такие процессы происходят с большей или меньшей скоростью во всех государствах мира. Повсюду идет рост индустрии, ведущий к обществу с развитой экономикой и высоким уровнем потребления, что неизбежно должно повлечь за собою принятие социально-политических и культурных установок Запада. Отсталые страны будут проходить те же стадии экономического роста, которые уже пройдены передовыми, и постепенно будут подтягиваться к последним, приближаясь к их образу жизни. Теория модернизации, по сути дела, возрождает в новом обличье идеи европоцентризма (точнее — евро-американского «западоцентризма»). К концу XX в., однако, надежды на скорое выравнивание уровня экономического развития отсталых и передовых стран угасли. Сторонники теории модернизации возлагают вину за это на правящую элиту «бедных» государств, неспособную обеспечить их экономический прогресс по западным образцам. Критики же теории модернизации говорят о ее принципиальной несостоятельности.

Разделение центра и периферии. В противоположность теории модернизации предполагается, что хотя в современную эпоху и образуется единая мировая экономическая система, но между различными странами в ее составе сохраняется и даже увеличивается экономическое неравенство. Эта мысль проводится И. Валлерстайном. Согласно развиваемому им «мир-системному» подходу к пониманию социальной реальности, «единицами истории» являются не государства, а «миры-системы», которые представляют собою целостные социальные образования, могущие включать в себя в качестве своих частей разные государства. «Мир-система — это не мировая система, а система, являющаяся миром», — поясняет Валлерстайн. Ее скрепляет общий рынок и единое разделение труда (но не обязательно единство политической власти и культуры). Из многих существовавших в прошлом «мир-систем» до наших дней дожила одна — европейская, которая начала складываться в XVI в. и, расширяясь, к настоящему времени стала единственной, распространившейся по всей Земле капиталистической «мир-системой». В ней есть «ядро» — несколько экономически самых развитых государств, а остальные страны образуют ее «периферию» и «полупериферию» (к полупериферийным странам Валлерстайн относит и Россию). Страны, входящие в ядро, процветают за счет выкачивания ресурсов из периферии и полупериферии. Между этими частями «мир-системы» идет борьба: государства внутри ядра борются за гегемонию, периферийные государства — за переход в полупериферию или в ядро. «Великая иллюзия теории модернизации состояла в обещании сделать всю систему ядром без периферии. Сегодня вполне очевидно, что это невыполнимо», — утверждает Валлерстайн.

К «мир-системному» подходу примыкают работы представителей латиноамериканской экономической школы (Р. Пребиш, Т. Дос-Сантос и др.), в которых развивается концепция «периферийного капитализма». Эта концепция предполагает, что ныне на Земле утвердилась единая цивилизация, представляющая собою систему всемирного капитализма. Однако следует различать капитализм развитых государств, принадлежащих к «авангардному» центру мировой системы, и «периферийный капитализм», который развивается в слаборазвитых «арьергардных» странах. Это специфический — зависимый, деформированный — капитализм. Страны периферийного капитализма лишены возможности достичь уровня жизни «центровых» государств. Им свойственен особый тип капиталистического производства, который Р. Пребиш характеризует как «производство обездоленности». Он ведет в эволюционный тупик, из которого в существующей системе нет выхода. Отношения периферии к центру подобны классовым отношениям по Марксу, только в роли господствующего, эксплуататорского класса выступают страны центра, а роль угнетенного, эксплуатируемого выпадает на долю периферийных стран.

«Столкновение цивилизаций». С. Хантингтон, автор этой концепции, полагает, что на нынешней стадии развития человечества единой мировой цивилизационной системы не существует. Всемирные экономические связи не устраняют фундаментальных культурных различий между исторически образовавшимися цивилизациями, и они еще долго будут сохраняться: в обозримом будущем не сложится единой универсальной цивилизации. Напротив, мир будет состоять из непохожих друг на друга цивилизаций. Хантингтон утверждает, что главную роль в мире будут играть взаимоотношения между западной и не западными цивилизациями. В последних (исламской, буддийской, конфуцианской, африканской, православно-славянской и др.) пропаганда таких западных идей, как индивидуализм, либерализм, конституционализм, свободный рынок, зачастую вызывают враждебную реакцию. На «линиях разлома» между цивилизациями, особенно вдоль границ исламского мира, постоянно возникают конфликты. Возможны три варианта поведения не западных цивилизаций, определяющих дальнейшее развитие мировой истории:

Страницы: 1 2 3