Введение

Теория познания произошла от такого научного знания, как гносеология «(от греческого «гнозис» – знание и «логос» – слово, учение). В философию сам термин «познания» ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г.»[1]

Его рассматривали разные направления с разных сторон, и каждое вывело свои заключения по поводу данного понятия.

Так, например сторонники эмпирической теории познания считают чувственный опыт единственным источником знания. Познавательные возможности человека зависят от их познавательных способностей. То есть опыт для них является: 1. результатом деятельности органов чувств; 2. результатом деятельности разума (комбинирование материала, поставляемого органами чувств).

Ко второму источнику опыта относятся данные этапы рационального познания:

Анализ- способ мысленного разделения объекта познания на части с целью выявления его структурных элементов и отношений между ними.

Синтез- соединение различных элементов в одно целое.

Аналогия- способ рассуждения, где конкретному предмету присваиваются признаки на основании его сходства с другим предметом, которые раньше у него отсутствовали. Она часто используется при выдвижении гипотез.

Дедукция- логический способ рассуждения, пользуясь которым можно получать истинное заключение (логического следования).

Индукция- логический способ рассуждения, с помощью которого из частного знания получают общее.

Рационалистическая концепция познания гласит о том, что «данные органов чувств можно считать подлинными лишь как факты сознания, но, опираясь на них, строить истинное знание о внешнем мире опасно».[2] Ее сторонниками являются Декарт, Лейбниц, Спиноза.

Рационализм подразделяется на онтологический (разумность бытия, наличие в нем данного начала) и гносеологический (разум является главной формой познания).

Известно, что И. Кант также высказал свою точку зрения на теорию познания. Он утверждал, что «всякое познание начинается с опыта. Внешние предметы лишь воздействуют на наши органы чувств, пробуждая к жизни познавательные способности человека. Рассудок связывает, сравнивает, синтезирует или анализирует полученные представления, перерабатывает чувственное впечатление в познание».[3]

Каждая теория несет в себе определенный смысл, который и сделал понятие познания таким распространенным и изучаемым до сих пор.

Все люди от природы стремятся к знанию. «Все, что простирается перед нами и происходит в нас, познается посредством наших чувственных впечатлений и размышления, опыта и теории».[4]