Владимир Соловьев (1853 – 1900)

Владимир Сергеевич соловьев – выдающийся, истинно гениальный мыслитель России. Он обладал удивительной эрудицией и прежде всего глубоким знанием мировых философских систем и учений и критиковал такие их недостатки, как отвлеченность и односторонность: одни подчеркивали всеобще и рационализм, а другие впадали в противоположную крайность – эмпиризм, частное. Предельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является Бог. Вся глубина полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности, энергийно – волевой, всеблагой, любящей и милостивой, но наказуемой за грехи. Именно Бог олицетворяет положительной всеединство сущего. Все материальное многообразие сущего скреплено божественным единством. Все материальное одухотворено божественным началом, выступая в качестве мировой души, или Софии, т.е. смыслонаполненностью вещей и событий, что связано с идеей творческого мастерства. Таким образом, стержневым стержнем философии Соловьева является философия положительного всеединства. Сущее содержит в себе благо как проявление воли, истину как проявление разума и красоту как проявление чувства.

Рассматривая роль философии в истории человечества, Соловьев ставит вопрос: «Что же делала философия?» – и отвечает: «Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание.

Им была заложена основа собственно философского принципа всеединства – оригинального и глубоко продуманного принципа философии. Соловьев развил плодоносную тенденцию к синтезу философской и богословской мысли, рационального типов философствования, единения западной и восточной культурных традиций.

Реальный мир представал у Соловьева как самоопределение, или воплощение абсолютно – сущего, - это тело или материя Божества, субстанциональная премудрость Бога, проникнутая началом божественного единства, посредником между ними выступала София – Мудрость Божия.

Как центральная фигура во всей истории российской философской мысли, Соловьев оказал огромное влияние на целую плеяду русских мыслителей, которые в период распространения марксизма в России составил религиозно – философское направление.

Основные произведения: «Оправдание Добра», «Кризис западной философии», «Философские начала цельного знания», «Чтение о Богочеловечестве» и другие.