Выводы

Уже стало общим утверждение о том, что развитие российской философской и богословской мысли значительно отличается от подобного процесса на Западе. В России эти научные дисциплины выделились достаточно поздно, а границы между ними и другими формами общественной мысли никогда не были такими прецизионными, как в кругу западной цивилизации. Собственно, поэтому трудные вопросы, которые должны были быть объектом сугубо философских или богословских исследований, в России затрагивалось ведущими представителями российской культуры, прежде всего писателями.

Одной из самых ярких фигур российской культуры был Николай Гоголь. Гоголь, по-видимому, одна из наиболее таинственных личностей российской культуры ХІХ века. В первую очередь он известен как писатель. Но Гоголь принадлежит не только к истории литературы, но и к истории российских религиозных и общественно-религиозных поисков. В его творчестве тема смысла жизни и страдания, спасения человека и мира преобладает темы творчества и культуры. Российские писатели не ограничивались лишь тематическими рамками литературы, но и выходили за ее границы: искали средств перевоплощения действительности. Российская литература ХІХ века имела дидактический характер: писатели хотели быть учителями жизни и призывали к её изменению.

По своей натуре Гоголь был очень склонен к морализму. Но наряду с морализмом в нём жила горячая, всеобъемлющая и страстная любовь к искусству, которое он любил с непобедимой силой. Осознание своеобразной аморальности эстетичной сферы привело Гоголя к созданию эстетической утопии, явно неисполнимой и продиктованной необходимостью доказать самому себе, что искусство является полезным.

В 1847 году выходят в свет «Избранные места из переписки с друзьями». В этой книге новые, смелые и творческие идеи были выражены в наивной, а временами в претенциозной форме. Это творение осталось непонятым обществом, вызвало непримиримую и резкую критику. Крах этой утопии, внешне связанный с постановкой на сцене его гениальной комедии «Ревизор», вызывает чрезвычайное потрясение в духовном мире Гоголя, обнажает всю неустойчивость и быстротечность гуманизма, создаёт почву для религиозного перелома, – у Гоголя, действительно, начинается глубокое страстное возвращение к религиозной жизни.

Категория внутренней красоты в творчестве Николая Гоголя имеет не только – и не столько – эстетичное, сколько духовное и религиозное значение. Понимание этого кажется очень важным условием правильного и полного прочтения всего литературного наследства писателя.

В духовных поисках Гоголя можно выделить три условных периода: морально-этический, эстетический и религиозный, с гибкими хронологическими границами, которые сосуществуют и взаимодействуют. Их синтез составляет основу духовного усовершенствования мыслителя на пути к самопознанию, и специфику его антропологического учения. Вопросы антропологии, к которым обращался Николай Гоголь (Человек и Бог, Человек и Мир, человеческая экзистенция, национальный человек и тому подобное), находят отзыв и в современной философской мысли.

Философская мысль и духовная культура эпохи российского романтизма созвучны с европейской традицией, которая в большей степени обусловила специфику романтизма как целостного мировоззрения всей эпохи. Всё философско-литературное наследие Гоголя имеет романтический контекст. Тайны и проблемы человеческой души, которыми занимался мыслитель, являются одной из главных тем методологической основы романтизма.