Трактат Абиларда о проблеме Универсалий

Страница 2

Однако пока я говорил о конкретных вещах и концепциях этих вещей, обычно выражаемых словами. Как же обстоит дело с универсальными словами, т.е. словами обозначающими не какую-то реально существующую вещь, а названиями целых классов вещей? В этом случае дело обстоит сложнее. Слова, обозначающие классы, в определенном смысле тоже характеризируют конкретные вещи в общем и расплывчато, но не определяют вещи конкретно. Говоря: "человек велик ", - мы не имеем в виду какого-то конкретного человека, такого то роста, и веса, и имени ., но некоторым образом утверждение все же реально относится и к тому конкретному человеку. Здесь формируется концепция, расплывчатая и неопределяющая в одном смысле, но весьма непустая в другом смысле, т.е. когда например мы имеем в виду, что и тот конкретный человек "создан по образу Бога", или что у него есть потенциальность великого творчества, понимания, любви, счастья, и т.п. Однако все последние характеристики относятся ко всем человеческим индивидуумам, т.е. универсальны. Хотя при этом они не относятся к, скажем, камням или червякам, т.е. мы не говорим в таком же смысле "червяк велик!" Все конкретные физические единицы, описываемые универсальной концепцией, в определенном общем смысле, описываются реально, хотя и не конкретно, т.е. та концепция не выражает определенного характера каждого отдельного индивидуума, присущего только ему.

Абелард, таким образом предлагает решение, отвечающее на все вопросы относительно языка, имеющего отношение к физике и реальной жизни, и даже объясняющее фантастическое использование языка или логически неправильное использование последнего, что связано с ошибочной (намеренно, как в случае лжи, или ненамеренно, как в случае болезненной иллюзии) абстракцией идеи от вещи или универсалии. Его доктрина получила название концептуализм. В течение трех последующих веков в философии проблема универсалий считалась решенной.

Страницы: 1 2