Структура символического знака

Страница 4

Оппозиции вторичной моделирующей системы не всегда соответствуют естественному языку. В самом языке оппозиционные элементы семантически выявляются по отдельности. В моделирующей системе (например, в мифе), они входят в композиционный ряд и обретают историю наравне с другими единицами, которые также могут быть рассмотрены с позиции лингвистических единиц. Таким образом, в мифологии названные лингвистические единицы приобретают свое семантически значимое образование в данном контексте, данном разрезе культуры и т.д. В том случае, когда семантический анализ не дает объяснения

81

того или иного значения, исследование обращается к парадигматическому (сравнительному) анализу.

Парадигматический и синтагматический аспекты являются остовом структурного анализа знаковых кодов. На парадигматическом уровне символическая структура, как и другие семиотические построения, репрезентирует момент селекции адекватных элементов из знакового ряда. На синтагматическом уровне речь идет о комбинации знаков (термин этот был введен Р.Якобсоном). Члены парадигматического ряда должны определяться единой категориальной принадлежностью, но быть одновременно различными в смысле их значения. Символическая парадигма -это всегда определенный ряд .значимых поливалентных единиц, т.е. селекция определяется лишь альтернативой означаемых. Ученые Американского Лингвистического Научного Центра Фиске и Хартли также утверждают парадигматическую значимость средства передачи текста (знака): «несмотря па то, что означающее не изменяется, знак приобретает иную тональность вследствие изменения медиума» (85, с.270). На этой же позиции стоит их соотечественник Маршал МакЛухан, утверждая текстовый характер медиума, который необходимо рассматривать как семиотический элемент. Многие зарубежные авторы ссылаются на «коммутационный тест», который может использоваться как идентифицирование различных парадигм. Применяя этот тест, необходимо выбрать определенную парадигматическую единицу, соответствующую данному знаку. В конечном итоге эта операция направлена на выявление функции парадигмы, заключающейся в ориентировании смыслового поля конкретной семиотической единицы.

Исследования на парадигматическом уровне в структурном анализе укладываются в метод бинарных оппозиций. На их основе разработана «глубинная структура» текста, которая может иметь место в символе; «природа - культура; тело - разум; старость - молодость; хороший - плохой;

82

бедный - богатый; слова - дела; порядок - хаос; доминирующий -

субординационный; эфемерный - вечный; форма - содержание; видимость -

- реальность; медиум - послание; знающий - узнаваемое; механический -

творческий; говорящий - слушающий; активный - пассивный; естественный -искусственный; закрытый - открытый; статичный - динамичный; негативный - позитивный; объективный - субъективный; потеря - выигрыш; внешнее -

шгутрсписс; сходство - различие; включение - исключение» (88, с.1!5). 13 структурном анализе бинарные оппозиции используются не только с целью сопоставления элементов интерпретируемого, но рассматриваются в глубинном социальном, контекстуальном ракурсе. Сложность семиотических кодов определяет такая структурная функция как сочленение (articulation), которая формально может быть разделена на два вида: первичное сочленение и вторичное. Первый вид составляют мельчайшие значимые единицы,

состоящие из означаемого и означающего (в языковой системе такими знаками являются морфемы и слова). В том случае, если код имеет постоянные значимые единицы, он является кодом первичного сочленения. К этому типу относятся олимпийские спортивные пиктограммы, дорожная символика и т.п., причем в данном случае код обладает единственным уровнем сочленения, так как вторичны^ уровень составляют наименьшие функциональные единицы, не являющиеся значимыми (в языке их составляют фонемы или графемы). Семантический анализ символа определяет, что он является единицей первичного сочленения. В процессе исследования частных культурных семиотических систем выделяются специфические мельчайшие функционирующие единицы, например, мифемы в мифе. И.В. Поляков в работе «Знаковые системы в социальном взаимодействии и познании» говорит, что такое выделение единиц семантики позволяет описать структуру. На примере любого ритуала или текста устного характера проявляются только некоторые из опозиций обозначенных единиц, по вместе с тем возможно проявление латентного признака «отсутствующей

83

онозиции». При этом выявление (принимаемой или непринимаемой в расчет) дихотомии «послание-интерпретация» является обстоятельственным и неабсолютным, поэтому символический код, очевидно, будет иметь вид группы матриц. В следующей ниже схеме все эти условия соблюдаются, и пример, заимствованый у Дена Спербера, основывается на противопоставлений оппозиционных элементов, которые могут входить во «внутренние» оппозиции, иметь различные значения. Таким образом, в самом элементе могут быть субкомпоненты, которые будут противопоставляться между собой (А - В; А - А1). Пример взят из жизни и обычаев племени ндембу; элементом, объектом оппозиции, является «масло». Группу «А» конструируют значимые единицы языковой системы, или семемы-слова. Их значения составляют первичную семиологическую систему и относятся к уровню денотации. В группу В входят элементы вторичной семиологической системы, или коннотаты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7